Найти в Дзене
Военный документ

Тревожные, опасные дни на дальних подступах к Москве.

Начало октября 1941 года. Тревожные, опасные дни на дальних подступах к Москве...

4-я танковая бригада спешила к Орлу.

В штабном вагоне командир бригады полковник Катуков, склонившись над свежей оперативной картой, раздумывал — что произошло на фронте? Представитель Ставки Верховного Главнокомандования, провожая бригаду в бой, был очень озабочен. Он сообщил о том, что гитлеровцы рвутся к Москве, что фронт прорван, создалось угрожающее положение на шоссе Орел — Тула.

— Надо во что бы то ни стало задержать танки Гудериана, — сказал представитель Ставки. — Вы побывали в переделках. Биты и учены. Мы верим в вас.

Да, почти все мы пережили первые месяцы войны — бомбежки, неравные танковые бои, отход по горящим нивам и деревням, гибель товарищей. Наша 15-я танковая дивизия, где я служил секретарем редакции многотиражки, встретилась с сильным врагом. Она героически оборонялась. Из ее состава и родилась 4-я танковая бригада. Формировалась она недалеко от Сталинграда. Получая новенькие «тридцатьчетверки» со Сталинградского тракторного завода, наши танкисты радовались тому, какая это прочная, маневренная, хорошо вооруженная машина.

При первой же встрече с работниками штаба и командирами Михаил Ефимович Катуков рассказал о себе. Помнится, всем пришлось по душе, что Катуков — бывалый, опытный танкист, что он тоже прошел сквозь пекло июльских боев и вынес из них свои уроки.

Учения в сталинградской степи, проведенные полковником Катуковым, были нацелены на решение этой коренной задачи — научиться воевать не числом, а умением.

И вот уж октябрь, и мы мчимся на всех парах на трудное боевое задание, мчимся в неизведанное. Что ждет нас впереди? Тревожно гудит паровоз. Тревожно сжимаются наши сердца...

Вечером 3 октября поезд остановился в Мценске. Началась разгрузка. Город, темный, беззвучный, лежал внизу в долине реки Зуша. Оживленно было лишь на шоссе Москва—Симферополь: из Орла на машинах, на повозках двигались беженцы. Они утверждали, что в Орел ворвались немецкие танки.

В тот же день в Мценск приехал командир только что созданного 1-го гвардейского стрелкового корпуса генерал Д. Д. Лелюшенко. В этот корпус вошла и 4-я танковая бригада. Разыскав штабной автобус Катукова, комкор очень обрадовался: на всем протяжении от столицы до Мценска не было ни одной воинской части. 4-я танковая бригада пришла к месту прорыва немецких войск первой. Дмитриий Данилович рассказал самые свежие новости: 19-я и 20-я армии Западного и 24-я и 32-я армии Резервного фронтов окружены в районе Вязьмы; 24-й моторизованный корпус из группы Гудериана занял Севск, Кромы, подошел к Орлу. До Москвы осталось менее 400 километров.

-2

— Момент критический, — сказал Лелюшенко Катукову. — Вся надежда на ваши танки. Очень важно задержаться на этом рубеже! Войска, вошедшие в мой корпус, находятся в пути. Дерзайте, танкисты! От вас многое зависит.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!