Из этой заметки Вы узнаете, почему ни одна страна не применяет тактическое ядерное оружие и что такого страшного в отмене договора РСМД.
Каким бывает ядерное оружие по цели его использования?
Ядерное оружие по предназначению делится на три категории:
1. Тактическое ядерное оружие, предназначенное для поражения отдельных объектов (преимущественно, подразделений армии). Оно имеет небольшую мощность взрыва, поражает ограниченную территорию, и размещается на компактных носителях. Авиационных бомбах, артиллерийских снарядах и тактических ракетах (их траектория полета не поднимается высоко и потому менее уязвима для средств перехвата, но и дальность из-за этого невелика).
2. Оперативное ядерное оружие, предназначенное для нанесения урона компактным целям в глубине вражеской территории (складам, штабам и т.п.). Оперативное ядерное оружие по мощности взрыва и характеру использования близко к тактическому, но доставляется самолетами или ракетами на в разы большее расстояние.
3. Стратегическое ядерное оружие предназначено для поражения стратегических целей: вражеских городов и вражеского ядерного оружия. Это практически исключительно ракеты (в первую очередь, межконтинентальные, чтобы обеспечить достижимость ими территории всех потенциальных противников).
В чем опасность тактического и оперативного ядерного оружия?
Казалось бы, если тактическое ядерное оружие не способно поражать стратегические цели – то чем оно отличается от обычных вооружений? Почему его не применяют? Ответить на этот вопрос не так-то просто.
Ключевым здесь будет понятие ядерной эскалации. Применение ядерного оружия с его разрушительными побочными эффектами может повлечь у противника желание уничтожить его носителей, ударив по ним своим ядерным оружием. Оперативным, ведь они, скорее всего, уже отведены в тыл.
Кроме того, поскольку носители тактического ядерного оружия не сильно отличаются от обычных военных ракет – их сложно отличить заранее, и их существование существенно повышает уровень паранойи. Пусть эта ракета и тактическая: уничтожить какой-нибудь приграничный город она все равно может.
Наконец, тактическое ядерное оружие в гораздо меньшей степени контролируется. Процедуры его запуска не могут быть настолько сложными, если, конечно, ядерное оружие вообще установлено на носители.
Оперативное ядерное оружие обладает теми же недостатками в плане эскалации, но при этом способно поразить гораздо больше целей, и даже больше: если расположить его рядом с границей, то оно может дотянуться до ядерного оружия противника или центров управления им. К тому же его запуск сложнее отследить, а запущенную ракету сложнее поразить, чем стратегическую ядерную ракету. Поэтому оперативное ядерное оружие еще больше, чем тактическое, способствует ядерной эскалации, повышает риск развязывания ядерной войны «на ровном месте». Из-за взаимного недоверия и желания первым поразить оперативные ракеты противника, способные нанести упреждающий удар по стратегическим ядерным ракетам.
Что такое Договор РСМД и чем опасно его прекращение?
Договор с официальным названием «О ликвидации ракет средней и меньшей дальности» (хотя все говорят «Договор о ракетах малой и средней дальности») ограничивает (попросту говоря, запрещает) СССР/России и США производство и развертывание оперативных и тактических ракетных комплексов наземного базирования, дальность действия которых превышала бы 500км. Договор не ограничивает производство ядерных бомб и снарядов, и даже производство ядерных боеголовок: им регулируются исключительно ракеты.
Главной слабостью договора является определение дальности, которое производится согласно испытаниям. Если ракета не испытывалась на полет свыше 500км. (как российские «оперативно-тактические» ракетные комплексы) или на поражение наземных целей (как ракеты американских ПРО) или на запуск с наземного комплекса (как российские и американские крылатые ракеты для подводных лодок и самолетов), то они считаются не подпадающими под действие Договора РСМД.
Попросту говоря, есть все основания полагать, что сегодня и у России, и у США есть оперативные и тактические ракеты, способные нести ядерное оружие. Но договор по крайней мере мешает их испытать и полноценно развернуть, что несколько снижает дестабилизирующий эффект.
Стратегически договор «обречен», так как он запрещает создание именно таких ракет, которые создает большинство ядерных держав: от Китая до Пакистана. Стратегические ракеты (дальностью более 5000км.) разрешены договором, но их гораздо сложнее создать. Поэтому все, кроме наших двух стран, создают именно РСМД. А России и США не очень нравится, что у Китая такие ракеты есть, а у нас нет, и в любом тактическом конфликте придется помнить об угрозе применения их китайцами, индусами, …, израильтянами – в том числе в «прокси-конфликте» типа гражданской войны в Сирии, где тактическое ядерное оружие вполне может быть применено так, чтобы у России и США не возникало оснований применить свое стратегическое оружие в ответ.
Разумеется, расторжение Договора РСМД, который активно продвигает сегодня Трамп (а до того лет 10 продвигал Путин) – это очень опасное решение. Если военные получат в свои руки не неповоротливую и бесполезную «дубинку» стратегического ядерного оружия, а удобные и гибкие тактические ракетные комплексы – будет очень сложно удержать их от использования этого нового рода войск на практике. Но, честно говоря, сегодня, даже при наличии в Кремле Путина и в Белом Доме Трампа, даже при наличии в наших армиях некоторых абсолютно отмороженных на голову генералов, даже при наличии вполне активных войн с участием России и с участием США – несмотря на все это, гораздо большую тревогу вызывает тактическое оружие Китая, которое уже развернуто. Китай недавно сменил свой политический режим, что резко повышает вероятность его военной экспансии (а территориальные конфликты у Китая по всему периметру границ, от Вьетнама до Сибири). И пока совершенно не ясно, что с этим делать (выход России и США из договора китайские ракеты не уничтожит).
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory