Стратегия по развитию ЭИ выглядит так:
- Идентификация эмоции.
- Анализ причин появления.
- Использование эмоций для решения задач.
- Управление эмоциями. Что нужно, чтобы научиться распознать эмоцию?
Как распознать эмоцию?
Чтобы научиться распознавать свои эмоции, требуется способность концентрироваться на ощущениях. Если речь об эмоциях другого человека, сосредоточенность и знание того, как эмоции проявляются внешне.
Эмоции проявляются:
- через мимику и жесты
- позу и дыхание
- изменение кожных покровов
- глаза
- интонацию
- лексикон
Жизнь эмоции коротка - миллисекунды, но ежедневные тренировки научат их отслеживать безошибочно.
Какими бывают эмоции
- Смущение-стыд-вина
- Злость-досада-гнев
- Грусть-печаль-горе
- Растерянность-удивление-изумление
- Тревога-страх-ужас
- Принятие-доверие-восхищение
- Безмятежность-радость-восторг
- Интерес-ожидание-настороженность
Причины появления
Эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть раздражитель - внутренний или внешний. Для внутреннего раздражителя - воспоминания, диалог с самим собой. Для внешнего причин гораздо больше - это событие, слово, собеседник, сообщение, музыка, фото, кино, письмо клиента, т.е любая входящая информация.
Когда мы узнали настроение человека или свое, определили причину, в наших силах оставить все как есть или вывести в другое русло.
Использование эмоций
Все эмоции важны и нужны в определенных ситуациях. Условно их можно поделить на:
- положительные/отрицательные
- высоко заряженные/низко заряженные.
В зависимости от обстоятельств и результата та или иная эмоция будет помощником, нейтральным участником или помехой.
Например, восторг и радость - это мощные положительные эмоции, но они совершенно не нужны, когда вы делаете подробный отчет или другую ответственную работу. Здесь ваши помощники - доверие, принятие, интерес и даже грусть (грустный бухгалтер дотошно разберется с балансовым отчетом, нежели восторженный :)
А грусть и злость совсем не помогут арти-директору. С креативностью дружит радость и восторг, также как и при выборе подарка любимому человеку.
А вот злость нам нужна, чтобы докопаться до истины, отстаивать справедливость и пр.
У низко заряженных положительных эмоций (интерес, принятие, доверие и т.д) прекрасный тандем с новыми знаниями, самоанализом.
Управление эмоциями
Происходит по схеме: распознал эмоцию, решил эффективна ли она в данный момент. Если нет, то перевел в другую.
Или второй вариант.
Вы хотите, чтобы кто-то что-то для вас сделал. Вы знаете, что для этого потребуется определенная эмоция. Через разговор выясняете в какой эмоции человек и если она вам не подходит, вызываете у собеседника нужную.
Да, манипуляция, но согласитесь, красивая!