Хочется поговорить именно о косяках начинающих авторов, потому что если их четко понять, можно самостоятельно поработать над качеством творения, исправить его и в результате удивить читателя. Это больше касается литераторов, но многое из сказанного относится также к художникам, музыкантам и фотографам.
1. Банальность и вторичность.
Главная идея искусства — не самовыражение. В детстве мы рисуем каляки-маляки, поем, тренируя творческие способности. Страдает от этого только родня. Но она нам многое прощает в силу имеющихся семейных уз. Однако приходят взрослые годы и, если не избавиться от детской наивности, можно сделать жертвами всех окружающих. Тем более что интернет дает такую возможность.
Банальности проникли во все сферы литературной кухни: в сюжеты, художественные приемы, в раскрытие темы. Часто человек выбирает уже использованную много раз схему. Почему? Потому что мозгу это проще, чем придумать что-то свое. Но проще — не значит лучше!
Примеры. Из этой серии — сюжеты по схеме «любовь — проблема (или плохой поступок) — смерть одного из героев — выруливание (или смакование) проблемы — раскаяние». Отсюда же исходят рифмы любовь-вновь-кровь, вечер-свечи или попытка раскрыть тему так, как это делают все подряд.
2. Серость.
Не создавайте шедевр оттенками серого. Выбирайте краски со вкусом, придумывайте новые цвета. Идея искусства — вырвать людей из повседневности в более интересный художественный мир. Сравните созданную реальность с той, которая нас окружает. Если это проза, захочет ли человек в нее погружаться, каждый раз продолжая чтение?
Немыслимо искусство без развлечения, равно как и без пищи для ума. Яркость достигается созданием чего-то оригинального, авторского. Это (равно как и предыдущий пункт) несколько напоминает наш разговор, где упоминались штампы, а посему не буду повторяться.
Пример. Читал на одной музыкальной бирже тексты, претендующие на то, чтобы стать песенными. Было скучно. Друг предал, зима принесла холода, любовь оказалась жестокой бла-бла-бла. Так ладно бы хоть какие-то находки. Годный текст искать пришлось очень долго. Чем больше человек читает, тем требовательнее становится. И тем быстрее замечает серость в том, чем его пытаются «накормить» авторы.
3. Вода (шелуха).
Всё лишнее отсекайте.
Пример. Как мог бы звучать предыдущий абзац: «В последнее время информации стало столько, что мы не можем позволить себе тратить время на чтение чего-то пустого, неинформативного. Много воды утекло с тех пор, когда образованные люди старались показать свою образованность множеством витиеватых оборотов, старались сказать побольше, чтобы впечатлить и удивить. С развитием интернета людям захотелось вникать только в суть. Много букв ни о чем раздражает...» И т. д. Вместо этого он звучит в трех словах. К литературе тоже применимо.
Паразиты и стоп-слова вроде «ведь», «уж», «лишь» особенно характерны для начинающих поэтов. Они вставляют их, чтобы заполнить строку для поддержания ритма. Не делайте так. Когда нечего сказать, не говорите. Когда есть — говорите красиво.
4. Навязывание идеи или акцентов.
Вот тут поподробнее. Один поэт и критик назвал данную проблему педалированием. Аналогия в том, что это как нажимать на педаль слишком сильно.
Вполне нормально расставлять акценты. Но их навязывание раздражает. Например, людям свойственно помогать близким — и это здорово. Но если помощь навязывается, да еще и с ущербом для вас? Тогда добро превращается в зло. Посему не делайте толстых намеков, работайте тоньше. Мнение людей меняется сложно, а если к этому принуждать, это вызовет как минимум отторжение, а то и удар в нос.
Пример. Скажем, вы хотите изменить мнение людей в отношении войны. Вам надоело, что брат идет на брата и т. п. Или у вас заказ на эту тему, неважно. В силу отсутствия способностей я не умею приводить хорошие примеры, поэтому сочиню плохой.
Жестокая бойня идет в Украине,
От взрывов и выстрелов кровь в жилах стынет.
И губят военные тысячи жизней…
А ты не убей и спаси тем Отчизну!
Тут педалирование налицо и вызывает обратный эффект. В результате прочтения четверостишия читатель, скорее всего, возьмет оружие, чтобы убить, например автора, но уж никак не примет призыв к сердцу.
5. Неактуальность.
Например, в 1960-е была модной идея «лучшее — впереди», на рубеже 80-х — 90-х — «перемен, мы хотим перемен». Очень странно было бы повторять такие идеи — мало того, что вторичные, так еще и с таким запахом нафталина. А если взять сам предмет описания, тут тоже надо быть внимательным, чтобы читатель увидел в нем отражение сегодняшней жизни, причем с той стороны, с которой он ее еще не видел. Детали, образы, ситуации лучше брать из современной эпохи, а не из прошлых.
Пример. Актуальное и забавное стихотворение о неактуальности для современного читателя творчества Тараса Шевченко. Подсмотрел на одном поэтическом сайте.
Написано и с пониманием литературного процесса, и со знанием деталей биографии поэта, и с иронией по отношению к постмодернистам. Здесь есть сразу несколько слоев смысла по теме актуальности. Шуточный стиль не мешает серьезности раскрытия темы.
Резюме. Не доводите до братоубийства, навязывая идею. Работайте над яркостью, оригинальностью, актуальностью — и да пребудут с вами читатели.