В прошлой статье мы писали про избу (которая на самом деле совсем не изба) на острове Мудьюг, что в Белом море. А также мимоходом упомянули находящийся на острове СУДС.
Не все читатели поняли, что это и в комментариях просили уточнить, что это за СУДС такой. Думаю, что эта тема вполне достойна отдельной статьи, так что расскажу про него подробней.
В общем, СУДС - это служба управления движением судов. Когда-то для обеспечения навигационной безопасности на море создавались отдельные посты управления движением судов (ПУД). Однако, теперь, когда появились компактные радары и всякие компьютерные навигационные программы, то на смену отдельным пунктам управления пришли централизованные системы, которые и находятся теперь на этих самых СУДС.
Основными их функциями является то, что они способствуют обеспечению безопасности человеческой жизни на море и эффективности судовождения в целом.
Информацию о движении судов операторы получают сразу из нескольких источников - начиная от берегов РЛС, и заканчивая сигналами, передаваемыми с АИС конкретных судов. Я не знаю всех подробностей работы данной системы, но в интернете пишут, что даже патрульные катера могут автоматически передавать на СУДС то, что видят их радары.
Вот один из таких комплексов на мудьюгском острове. Состоит он из нескольких домиков. Часть территории огорожена, туда мы конечно не ходили. Побродили только немного возле построек.
Дома СУДС (а также метеостанция) тут соседствуют с заброшенными маячными постройками недействующего маяка "Черная башня".
Все что заброшено - к ним не относится.
А вот территория, принадлежащая этой службе - просто вылизана. Все красиво выкрашено и ухожено, домики выглядят очень прилично.
Никто нас отсюда не прогонял, только местные собаки подозрительно сопровождали, следуя за мной по пятам.
В одном из этих домов, по-видимому, на диспетчерском посту сидит оператор, который видит на экране РЛС все происходящее на море, записывает необходимую информацию, и руководит судоходством в данном районе.
Переговоры между диспетчером и судами другие судоводители могут слышать на разных каналах УКВ-связи. Также их слышали и мы. подходя к острову. Но непосредственно с нами диспетчер не связывался.
Собственно, вот так вот оно все и работает. СУДС наблюдает за движением на вверенной акватории и направляет суда по безопасным маршрутам.