Найти в Дзене
#артшэринг

О любви и жизни: легендарная история Queen в 11 песнях

Оглавление

by #артшэринг

John Deacon, Freddie Mercury, Roger Taylor and Brian May in 1976 Photo: MARTYN GODDARD / REX FEATURES
John Deacon, Freddie Mercury, Roger Taylor and Brian May in 1976 Photo: MARTYN GODDARD / REX FEATURES

Введение

Некоторое время назад мы посмотрели "Богемскую рапсодию" – фильм-байопик по легендарной группе Queen. От просмотра мы, конечно, остались в хорошем впечатлении, ведь с технической точки зрения это очень красивое кино с отличной актерской игрой и remastered музыкой квинов в звучании Dolby. С одной стороны, все это дает зрителю нечто, к сожалению, более ему недоступное – эффект присутствия на легендарных концертах группы Queen. С другой, мы точно понимали, что идем на художественный фильм, а значит, не ждали от него исторической точности. Ведь эту историю все равно не получилось бы рассказать лучше, чем ее рассказала жизнь. Также мы предполагали, что фильм скорее всего сконцентрируется на основных вехах развития группы, нежели чем на демонстрации их внутренних, человеческих переживаний.

Поэтому в преддверии выхода этого фильма решили поглубже погрузиться в историю, восполнить некоторые пробелы в знании их обширной дискографии, постараться поближе познакомиться с теми людьми, кому было суждено стать группой Queen, и определить, в чем именно заключается эта формула жизнелюбия, белой нитью проходящая через все их творчество.

Конечно, рассуждая об этом, мы скорее всего не расскажем миру о чем-то новом, до этого момента неизвестном. Группа Queen заслуженно носит звание культовой, и вся их история (точнее говоря, лор) выверена до сантиметра, вытоптана миллионной армией фанатов. Мы же в своем небольшом исследовании хотели сфокусироваться на стороне ощущений, которые дарит нам музыка Queen, и понять через это саму химию, силу и философию этой особенной группы. Для этого мы подробно разберем по одной знаковой песне с каждого альбома легендарной группы. А в конце статьи вас будет ждать специальный музыкальный подарок.

Doing Alright

-2

Группа Queen образовалась в 1970 году в Лондоне. Предшествовало этому событию создание группы Smile, в числе которой были гитарист-астрофизик Брайан Мэй и барабанщик-дантист Роджер Тейлор. Некоторое время им за сценой помогал студент-дизайнер, виртуозный вокалист, артист и пианист, сын иммигрантов из Индии и Занзибара, молодой Фарух Булсара, который, после ухода из Smile основного вокалиста, вызвался занять его место и взял сценический псевдоним Фредди Меркьюри. Когда же к группе присоединился басист Джон Дикон, весь звездный состав был в сборе и группа взяла название “Queen” – такое, что по их мнению, будет попирать все святыни.

Удивительным стечением обстоятельств был тот факт, что все участники квартета были поистине талантливейшими музыкантами. Каждый из них владел несколькими инструментами, каждый мог выступить в роли вокалиста и каждый писал песни и в итоге стал автором нескольких мировых хитов Queen. Начало было положено, но успех не пришел мгновенно. Первый альбом группы (“Queen”) не стал пользоваться успехом и скорее стал некой пробой пера, созданной в перерывах между подработками и учебой. Здесь особенно был замечен сингл “Keep yourself alive”. Песня же “Doing Alright” – это наследие, которое досталось группе от Smile. В песне поется о лишениях и преградах, с которыми можно столкнуться на пути к “правому делу” и счастью, а также о неопределенности, которая стоит перед группой в самом начале их пути.

-3

Nevermore

-4

На втором альбоме Queen как бы из ничего создавали свое собственное звучание. Впервые они пробуют многодорожечную запись, из который получалось, можно сказать, хоровое пение, ставшее впоследствии визитной карточкой группы. На альбоме выходят фантазийные песни вроде связанных “White Queen” и “March of the black Queen” (песня с поразительной структурой из 11 секций). Знаковым синглом становится “Seven seas of Rhye” – сингл, при помощи которого Queen сместили с чартов космического Боуи, и который был написан о стране Rhye, выдуманной Фредди еще в детстве на Занзибаре. Отдельным же шедевром является прекрасная “Nevermore” – одна из самых интересных в музыкальном смысле песен Queen, красивая баллада о потерянной любви с отсылкой к произведению Эдгара Аллана По. Удивительно, как в настолько короткую песню (она идет всего 1:20), можно вложить настолько аккуратную и складно скроенную поэзию и музыкальный ряд (что, собственно, и выражает все мастерство Queen).

Killer Queen

-5

Третий студийник группы Queen “Sheer Heart Attack” получил более мелодичный и “попсовый” для своего времени звук. С этого момента группе стала сопутствовать удача, но из-за особой формы контракта с лейблом, группа пока не начала чувствовать свои результаты коммерчески. В то же время их новый сингл “Killer Queen” получил громогласный успех. Музыкально выверенный до миллиметра (особенно в части гитарной партии Брайана Мэя), забавная и остроумная песня повествует о женщине из эскорта высшего класса и сатирически изображает тему продажной любви. Именно эта сатира на противоречивые темы и является одной из самых узнаваемых "фишек" группы. Примечательны также и “Lilly of the Valley” (продолжение песни “Seven seas of Rhye”), и “Stone Cold Crazy” (песня, которую Фредди переделывал десятки раз до тех пор, пока она не приняла данную форму).

Bohemian Rhapsody

-6

К моменту написания альбома “A night at the Opera” финансовые проблемы группы дошли до своего пика. Несмотря на огромный успех, они продолжали жить в съемных квартирах и не могли себе позволить даже лишний раз ломать барабанные палочки. Затем, когда кто-то из менеджеров купил себе Роллс Ройс, парни начали понимать, что что-то здесь нечисто. В результате, под свое крыло их взял Джон Рейд, который стал их менеджером вплоть до 1977 года. Денег все еще не было, группа была в долгах, платить персоналу было практически нечем. Поэтому ставка на следующий альбом была слишком высока, а идей, которые они хотели реализовать и до этого не могли – очень много. Именно так на свет появилась “Bohemian Rhapsody” – на самом деле, три отдельные песни, которые были объединены в одну. За время записи группа ездила по 6 разным студиям и только Фред знал, как песня будет выглядеть в итоге. Писали ее очень долго, за много дублей (даже пленка звукозаписи стала практически прозрачной), и песня получилась очень длинная (целых 6 минут). Из-за этого группу долго просили не выпускать ее на радио целиком, но Фредди сказал, что либо песня будет играться так, либо никак. В итоге первое радио, которое получило права на Рапсодию проиграло ее около 14 раз за выходные и, конечно, она стала хитом. На нее же квины сняли первый полноценный клип и вместе с ним вышли на совершенно новый уровень.

Рапсодия – это музыкальное произведение, в котором чередуются эпизоды в различных стилях и жанрах. Эта песня повествует о представителе богемы, а богемианизм это – философия, согласно которой материальное отрицается в пользу искусств и свободной любви. Считается, что структура песни отдаленно похожа на модель принятия неизбежного (Кублер-Росс): Первая часть песни описывает сожаление и страх главного героя, две последующие части (оперная и рок-н-ролльная) описывают внутреннюю борьбу, а заключительная часть – принятие или повиновение. О смысле песни Queen предпочитали не распространяться,  чтобы слушатель мог определить смысл для себя самостоятельно. Но также многие считают, что песня является аллюзией на историю Фауста. "Killed a man" – аналогия на грехопадение Фауста. "Silhouette of the man" – это сам дьявол, а "Scaramouche" – демон Мефистофель. Хоровые голоса – защитники и обвинители героя песни, которые борются за его душу. “Bismillah” – арабское выражение, означающее “именем Господа”. “Beelzebub", с иврита, "Повелитель мух" – это один из семерых принцев ада в Христианской демонологии, а "Get right outta here" – путешествие души Фауста в рай. Завершается история избавлением героя от беспокойств, но вместе с этим и от надежды, что делает окончание песни одновременно и радостным и грустным. Заключительный звук мелодии – это гонг, символизирующий принятие и отпущение.

С этим же альбомом, написанном в очень гротескном стиле, с оперными и вальсовыми вкраплениями, Queen стали лидерами "прогрессивного рока" (под-жанра, в котором рок-музыканты создают более сложные партитуры, с вкраплениями других стилей), а также стали делать из своих концертов настоящие шоу – то, что также станет визитной карточкой группы впоследствии. Фредди был мастером контакта с публикой. Начиная от его фирменных пластичных движений с короткой микрофонной стойкой, до совместного с публикой вокального разогрева (знаменитое “ээээ-йо”). Знаковым стало выступление группы в Гайд Парке – момент, когда их наконец признали дома, в Англии. Кроме Рапсодии в альбоме можно обратить внимание на “Death on Two Legs” (сатирическое письмо ненависти к бывшему менеджеру группы), “In love with my car” (песня-шутка о любви Роджера Тейлора к машинам), “39” (песня астрофизика Брайана Мэя об относительности времени и путешествиях в космосе) и конечно же прекрасные “You’re my best friend” и “Love of my life” (песни, посвященные жене Джона Дикона и невесте Фредди Меркьюри соответственно). “Love of my life” особенно трогательно отмечена и в фильме. Эта песня посвящена Мэри Остин, невесте и главной любви Меркьюри на протяжении всей его жизни. Даже после обнаружения Фредди его гомосексуальных наклонностей (ставших, к сожалению, слишком "раздутой" в массовой прессе темой), он стал крестным отцом ее ребенка, а она осталась его лучшим другом и личным ассистентом до самой его смерти.

Millionaire Waltz

-7

Предыдущий альбом принес группе невиданный до этого успех. Наконец, они почувствовали свободу и стали получать полное удовольствие от процесса. На новом альбоме “A day at races" они изучали новые жанры – и в своей приверженности к хоровому пению создавали почти что госпел - звучание. Но после такого взлета сложно создать соответствующий "сиквел". Тем более, что на музыкальной арене появился панк-рок, Sex Pistols, и все остальное стало считаться клише. Это противостояние стало чем-то вроде противостояния анархии и монархии. И во времена, когда в мире правил панк, Фредди проповедовал балет (что было так похоже на него). Так, на свет появился и “The Millionaire Waltz” – песня, действительно написанная в ритмическом рисунке вальса, повествующая о том, что единственное настоящее богатство человека, это любовь. Эта сказочность, самобытность Queen, приверженность к светлому и красивому даже во времена популярности темного и грубого – то, что очень многое говорит о жизненной позиции группы. Обратить внимание нужно и на “You Take My Breath Away” (аранжировка которой почти целиком состоит из голосов), “Long Away” (песня об отношении к смерти с привычным мажорным для квинов мотивом). Важной является и “Somebody to Love” – песня, в которой выражены довольно депрессивные мысли Фредди – человека, который, будучи любимцем миллионов, в душе был одиноким и ранимым, нуждающимся в любви. Это раскрывает важную тему, которая также достаточно хорошо была показана и в "Богемской Рапсодии". Раскрыв же для себя свою бисексуальность, Фредди долго не мог принять себя, чувствовал себя непонятым и одиноким. Это – важная часть его личности и, конечно же, важный мотив его творчества.

We will rock you / We are the champions

Расширенная версия обложки альбома "News of the World" (1977)
Расширенная версия обложки альбома "News of the World" (1977)

К моменту создания альбома “News of the world” группа уже имела популярность мирового масштаба и поэтому музыканты экспериментировали над тем, как еще они могли бы вовлекать в шоу публику на своих концертах. Так появились два знаменитых сингла, до сих пор являющимися неофициальными спортивными гимнами. Мэй написал “We will rock you”, а Мэркьюри – “We are the champions”. Они продолжали делать шоу и наконец покорили Америку (что было равнозначно мировому успеху) тем, что для американцев их концерты походили скорее на Бродвей, чем на обычную шоу-программу рок-группы. На пике этой популярности они выступили в Мэдисон Сквер Гарден и укрепили тем самым свои позиции. “We will rock you” – это песня о молодости, гимн юношеской "непохожести" и свободе. "We are the champions” – сильная баллада о победе, достигнутой после долгого и тяжелого пути. В ней же Фредди вскользь упоминает, что ни одни громогласные овации в моменты побед, по его мнению, не так важны по сравнению с покоем, который наступает после. Ведь сам Фредди был в жизни совсем другим – довольно скромным и тихим человеком, который любил проводить время с матерью и хотел быть как можно более обычным. Кроме этого, в альбоме выделяются и такие песни как “All Dead, All Dead” (как всегда мажорная песня Queen о минорной теме потери), а также “Sleeping On The Sidewalk” (сатирическая песня музыкантов о самих себе, о том, как быстро проходит мода в музыке).

Don’t stop me now

-9

По причине высоких налогов в Англии группа стала искать новые локации для записи, и альбомы “Jazz” и “The Game” уже были записаны во Франции. Известно, что Фредди был выходцем из традиционной зороастрийской семьи, и поэтому о своих сексуальных наклонностях он предпочитал не распространяться, ввиду большого количества внутренних предрассудков относительно них. Долгое время он об этом не говорил даже группе. Но на момент написания “Don't stop me now” его отношение к этому начало меняться. Это песня о радости и принятии себя такими, какие мы есть. В этот момент квины уже жили как рок-звезды и, конечно, в этом они ходили по краю. Эта песня отражала то, что происходило в то время у Фредди – он был погружен в разгульную жизнь рок-звезды, а также с научной страстью изучал европейскую гей-среду. Этот поиск пути к принятию себя самого был важным мотивом для творчества артиста в то время. Другие же знаменитые песни альбомов – это “Bicycle Race” (песня, написанная под впечатлением от Тур де Франс, с довольно противоречивым клипом, на съемках которого группе, к их большому сожалению, не посчастливилось присутствовать), “Crazy little thing called love” (песня - трибьют Элвису Пресли, написанная Фредди на гитаре, на которой он знал всего несколько аккордов, что позволило ему написать ее всего за 10 минут), “Another one bites the dust” (песня в стиле диско, которую очень не хотелось выпускать Роджеру Тэйлору, ведь это знаменовало переход группы в новый, более попсовый стиль).

Интересный фанатский клип на "Don't stop me now"

Under Pressure

-10

На запись альбома “Hot Space” группа поехала в Мюнхен. Мрачная атмосфера города и подвала высотного здания, в котором находилась их студия, создала для них гнетущую творческую обстановку. Подстать времени, квины решили сделать более танцевальный альбом, что вызывало много разногласий внутри коллектива. Рок-н-ролльный стиль жизни измотал их и особенно Фредди, который к тому же находился в то время под сильным негативным влиянием Пола Прэтнера, личного ассистента артиста. “Under Pressure” же была записана чуть ранее, но гармонично описывала состояние группы в тот момент. Песня была создана совместно с неподражаемым Девидом Боуи, который просто жил неподалеку от их студии во Франции и ненадолго заглянул к ним на джем-сессию. Кроме этого, на самом деле, с Боуи была также записана и песня “Cool Cat”, с которой космический мэтр в самый последний момент попросил себя вырезать, потому что ему не понравился свой вокал. Интересный факт об “Under Pressure” заключается в том, что несмотря на радость от свежепридуманного басового риффа, группа чуть не забыла его во время перерыва на обед, чего, конечно, на счастье фанатов, в итоге не произошло.

I want to break free

-11

После не совсем удачного эксперимента с "Hot Space" группа взяла короткий отдых, во время которого участники некоторое время занимались сольными проектами, не получивших большого успеха. В это время Фредди пишет песню “Living on my own”, отражающую его одиночество и недостаток человеческого тепла и близости, которые он восполнял, например, своей любовью к кошкам. Постепенно группа вернулась в студию для написания “The Works”. Альбом стал возвращением группы к своим корням прогрессивного рока. Песня “I want to break free” стала главным синглом, клип к которому поколение MTV не смогло принять, в связи с чем квины так и не смогли получить большого успеха в Америке впоследствии. Но именно этот альбом (с песнями “Radio Ga Ga”, “Hammer to fall”, “Is this the world we created?”), а также легендарное выступление квинов на Live Aid, стал для группы не просто камбеком, а ее воскрешением и скачком до невиданного прежде эпического статуса. Выступление в Wembley до сих пор считается одним из лучших публичных выступлений рок-группы в истории. За этим последовало их новое турне, в рамках которого они выступали исключительно на стадионах. Это, по сути, были последние крупные концерты с Фрэдди, он работал на пределе возможностей и складывалось впечатление, что после такой отдачи он уже не сможет повторить это вновь, как будто он знал, что на самом деле у него не все было в порядке.

These Are the Days of Our Lives

-12

Дальнейшее, как говорится, уже история. Фредди получает положительный анализ на ВИЧ, и постепенно ему становится хуже. Он рассказывает группе, что они и без этого все уже понимают, и что он намерен продолжить заниматься музыкой до самого конца. Так они записали новый альбом “The Miracle”. Альбом, от своего названия, до традиционного мажорного настроения песен, весь записан как бы вопреки данной трагедии. Слухи начали расти, журналисты доставали Фредди, искажали его образ, и реакцию на это от группы можно услышать в песнях “Scandal” или “Slightly Mad”. На самом же деле Фредди был очень скромным, кротким и добрым человеком и в жизни был не таким, как на сцене, где он был профессиональным артистом и любимцем публики. Вдали от Лондона они записывали песни и даже снимали клипы. Последним клипом Фредди стало видео на прекрасную песню “These Are the Days of Our Lives”. Это песня-прощание о главной философии Queen – жить, радоваться и праздновать тот момент, в котором мы живем здесь и сейчас. Фредди упорно работал вопреки боли. Как только вышла “Miracle”, они сразу вернулись в студию, чтобы записать “Innuendo”. Фредди просил Мэя написать ему ещё больше песен и записывал их, зная, что закончены они будут только посмертно. Так, он написал ему величайшую “Show must go on” о борьбе Фредди с болезнью. Последняя записанная им песня – “Motherlove”. После одного из ее дублей Фредди сказал, что ему нужно пойти отдохнуть, прежде чем они это закончат. Но в студию он так и не вернулся, и последние строчки песни были спеты Брайаном Мэем.

После смерти Фредди в Wembley отгремел трибьют-концерт и его проводили с шиком. А еще позже вышел альбом “Made in Heaven” – составленный из последних и архивных записей группы.

-13

Заключение

Исследование истории Queen – это путешествие в один большой нескончаемый праздник. Формула их жизнелюбия – это стоическое отношение к преградам, любовь к красоте, ирония и светлая сатира, вера в большие ценности вроде настоящей любви, счастья и свободы. Это экстремальная эмпатийность и единение, это страсть к жизни и вдохновение, а также стремление идти и не останавливаться до самого конца. История Queen – это прекрасная сказка о том, как можно любить жизнь и делать ее еще красивее и лучше. Именно поэтому музыка Queen живет и будет жить вечно. И вечно давать нам энергию, волю к жизни и единству.

Толпа спонтанно запела "Богемскую рапсодию", когда она заиграла на фоне перед концертом группы Green Day (Hyde Park, London, 2017)

P.S.:

Для вашего удобства все песни, которые мы особенно отметили во время написания данной статьи, мы сложили в плейлисты, доступные по ссылкам ниже. Приятной встречи с группой Queen и вам!

🎶 Apple Music

🎶 Spotify

🎶 Яндекс.Музыка

🎶 ВК Музыка

Источники

Документальный фильм "Queen: Дни Наших Жизней"

Дискография Queen на Genius