Найти тему
Светлана Дьяконова

Нужен ли учителю методический день

Оглавление

Привет! Многие коллеги спорят о том, что такое вообще методический день. Все понимают, что в этот день педагог должен самообразовываться. Сейчас, когда техника развивается со скоростью света, это особенно актуально.

Но многие уверены, что они обязательно должны сидеть в школе, заменять учителей, если понадобится, и т.д. На самом деле, это совсем не так. Я могу в свой методический день (если он у меня есть, конечно) махнуть в школу Эстонии и посмотреть, как там учат детей.

Как было раньше

Когда я только влилась в педагогический коллектив, система была такая. Все учителя-предметники входили в какое-нибудь методическое объединение. Каждое МО вырабатывало свой план, по которому участники объедения должны были работать над самообразованием.

Тему учителя выбирали сами. 1 раз в четверть кто-нибудь давал открытый урок по ней, проходило заседание, на котором разбирали урок и решали другие вопросы. Обязательным пунктом каждый раз был обмен опытом за круглым столом.

Вот как раз методический день (свободный от уроков) выделялся на самообразование. Можно было работать над темой, посещать курсы и районные объединения. Кстати, на школьных и районных заседаниях (тоже проводились в определенный день недели) учителя проходили очередную аттестацию и обменивались опытом.

Если заседаний в этот день не было, можно было поехать в другую школу, музей, куда угодно. Я не вижу ничего действеннее системы, которая развивается и совершенствуется. Сама была много лет руководителем МО своей школы и год возглавляла РМО.

Методические объединения не были формальными. Они приносили пользу как опытным педагогам, так и молодым специалистам (в первую очередь им).

Как стало теперь

С введением всяких новшеств в школах стала разваливаться не только воспитательная система, но и система преемственности учителей. Методические объединения, наверное, остались (для отчетности), но уже не выполняют своих функций.

Во-первых, в районе перестали выделять какой-то определенный день недели для этого. Хаос перенесся и на школы. Теперь не высвобождают от уроков дни, потому что в условиях пятидневки это практически невозможно. Да и нагрузка учителей не позволяет этого делать.

Во-вторых, порядок аттестации учителей каждый год меняется. Казалось бы, где, как не в школе и родном районе, педагога знают и понимают, какой квалификационной категории он достоин? Нет, кто-то думает иначе.

В-третьих, отменили надбавки руководителям МО и решили, что они могут поработать бесплатно. Результаты бесплатной работы можно предугадать.

Ремарка. Я не знаю, как с этим обстоят дела в других школах. Коллеги поправят меня, если у них все иначе.

Что говорят учителя

Привожу выдержки из форумов:

· У нас нет такого дня из-за 5-дневки. Мне нравится! Зато 2 выходных. Что толку? Раньше был, и мы все равно сидели в школе.
· У нас нет такого чудесного дня! Мы занимаемся самообразованием вечерами, в выходные... кто когда сможет. Иногда на каникулах могут выделить день и сказать, что это день самообразования. Но это бывает раза два в год.
· Вот и нам на каникулах дают день для самообразования. Редкое счастье...
· У нас они только в теории... Ведем по две ставки, поэтому его выкроить сложно.
· У нас он есть только у тех, у кого меньше 24 часов, всем остальным он не положен!

Вот так. День для самообразования положен только тем, у кого маленькая нагрузка. Где логика? А ее нет. А нам ведь нужны образованные и современные учителя. Согласны?

Спасибо, что прочитали!