Эта книга основана на наблюдениях консультанта-практика Svyatoslav Biryulin, написавшего ту самую книгу "Как всё испортить и загубить бизнес", многим людям, кстати, так понравившуюся. Это прям самая свежая и лежит в открытом доступе на сайте его компании. И чтобы не уходить в оценочные суждения об опыте профессионала, ибо смысла в этом нет никакого, я сразу перейду к интересным для меня тезисам.
1. Всё люди разные. И управлять коллективами и приходится по-разному. Что хорошо в маленьком офисе в пределах Садового кольца необязательно будет эффективным в станице Краснодарского края среди крестьян и садоводов. Хороший менеджер должен не только иметь опыт руководства разными людьми, но и находить именно тот режим, который будет в конкретной ситуации самым оптимальными.
2. Поэтому у хорошего менеджера-лидера в обязательном порядке должны быть развиты три качества: стремление понимать, что у людей в головах; говорить с ними на их языках и излучать при этом уверенность.
3. Опыт – это то, что обязательно приходит с возрастом и большим количеством проблем. Поэтому молодые менеджеры скорее будут ошибаться, чем всегда будут поступать верно. И не стоит их в этом винить. Правильно подобранный коллектив позволит нивелировать риск ошибки.
4. Да и лайфхаков в управлении людьми не существуют – их не преподают на МВА, а упорно добывают сами в процессе руководства.
5. Сотрудники не являются животными и не поддаются дрессировкам. Люди иррациональны в своих поступках и решениях, поэтому, советует автор, действуйте через наблюдения за их поведением и старайтесь играть на их лучших и худших качествах. Деньги не всегда являются для них лучшим мотиватором. Да и уходят люди из компании (при прочих равных) по причине не столько денег, сколько отношений со своим руководством.
6. Страх, действительно, влияет на поведение сотрудников. Однако, взгляды на последствия у менеджера и сотрудника могут отличаться. Те последствия, о которых думает босс, необязательно заботят сотрудника. Поэтому не всегда фактор страха будет хорошим инструментов управления.
7. Руководить людьми тяжело. Особенно в России, где ответственность менеджера и собственника гиперболизированы чересчур. Руководитель больше зависит от подчиненных, нежели они от него. Доверие должно снижать эти риски.
8. Поэтому никакого самодурства, а внедрение и уважение к правилам. Пусть они будут не самыми лучшими, но они должны работать как в одну сторону, так и в другую.
9. Ибо расти российской экономике уже особо не на чем. И спрос на квалифицированную рабочую силу всегда будет высок.
10. Поэтому цените и удерживайте эффективных сотрудников, ибо только их вы и должны нанимать к себе на работу. Иначе-то как?!
Отдельное спасибо Святославу за главу 13 - очень правдоподобно и жизненно. Именно так обычно и бывает, когда думаешь только за себя, а не комплексно и не за каждую единицу системы. В общем, хорошая получилась книга от практичного практика. Читать рекомендую – не пожалеете! Можно даже начать с заключения – если оно вам понравится как дайджест, то не поленитесь и перечитайте всю книгу. Удачи!