Пора рассказать про еще одну интересную точку на пути нашей этнографической автомобильной экспедиции на Чукотку в 2016 году в составе трех автомобилей.
Итак, столица Чукотского автономного округа - город Анадырь. Самый восточный город России, находящийся на 64 градусе северной широты и ниже северного полярного круга, но при этом в зоне вечной мерзлоты.
Город в котором уже 9 утра, в то время, когда в Москве полночь. И город, который всего 150 километров не дотянул, чтобы оказаться в западном полушарии.
Мы проехали через всю Россию и повидали много городов и регионов, но вот Чукотка получилось особенным регионом, здесь почти каждый город или поселок уникален по своему.
Где находится и как живет самый северный город России?
Между прочим, мало кто может сказать, что он приехал в Анадырь на своем автомобиле, потому что дорог туда нет. Нет дорог в привычном нам понимании, но есть зимники, есть снег и зимой есть возможность попробовать добраться до этого интересного города.
Но возможно, что скоро все изменится, когда будет построена федеральная трасса Магадан - Омсукчан - Омолон - Магадан. Её строительство началось в 2012 году и с её появлением связывают огромные надежды.
Круглогодичное автомобильное сообщение с Чукоткой, самым восточным регионом страны, откроет новые возможности для развития региона.
Но чем же интересен Анадырь?
Пожалуй, прежде всего тем, что история этого города почти никак не связана с освоением золотых запасов "партии". История города уходит своими "корнями" в конец XIX века и основное развитие города пришлось на первую половину XX века. В окрестностях же города не было золотодобывающих предприятий как в других частях Чукотки, но тут было кое-что другое.
Как добывают золото на Чукотке. Один день из жизни артели старателей
Ну вот, например, еще несколько интересных фактов о городе:
1) Это единственная столица субъекта РФ, находящаяся в пограничной зоне. Пограничная служба вас будет встречать у трапа самолета или у выхода с корабля.
2) Климат в городе субарктический, морской, мусонный - холодное непродолжительное лето, и мягкая зима.
3) Аэропорт и город разделены лиманом, а транспортное сообщение в межсезонье доступно только посредством вертолета
4) Единственный населенный пункт на Чукотке в котором наблюдается рост населения по - сравнению со временами СССР.
5) Расстояние до первого города на Аляске в США почти в 1,5 раза меньше, чем до любого города в РФ.
6) Во - времена СССР Анадырь являлся едва ли не самым закрытым городом в стране, именно здесь базировался ядерный арсенал страны, накрывающий Северную Америку.
Анадырь получил статус города относительно не давно, только в 1965 году, но стремительное развитие началось несколько раньше, после строительства морского порта.
Город представлен в основном пятиэтажной застройкой на сваях. Как и многие населенные пункты в Арктике, здания разукрашены яркими цветами - особенно скрашивает быт долгими зимними днями.
На улицах бетонные плиты вместо асфальта - обычная история для арктических городов и поселков. Для человека с "материка" город мало чем отличается от привычных нам городов в Сибири и на Дальнем Востоке. На улицах города можно встретить не только "горячо" любимые японские иномарки, но и экземпляры российского автопрома, что немного удивительно, учитывая удаленность от Европейской части страны.
Единственная федеральная дорога на Чукотке сейчас связывает Анадырь и аэропорт. Она начинается в городе и проходит через лиман.
Зимой этот участок представляет собой ледовую переправу, а летом паромную. В межсезонье сообщения только по воздуху, что доставляет немало проблем жителям города.
Аэропорт же, как и порт - "ворота жизни" для города. Аэропорт является запасным для трансконтинентальных перелетов из Северной Америки в Азию, а также единственным способом доставки грузов и пассажиров в период с октября по июнь.
Стоимость жизни в Анадыре немного ниже, чем в остальных населенных пунктах Чукотки, наверное, сказывается столичный статус и более длительный период навигации для северного завоза.
Эгвекинот. Немного о жизни Чукотского Сочи
Первые суда прибывают с Владивостока в начале июня, а последние покидают порт Анадыря в середине октября.
Когда-то город был окружен кольцом военных городков и основное население было сосредоточено там, при этом оно было в несколько раз больше, чем население Анадыря. Но теперь почти все живут в городе, не считая нескольких сотен человек в Угольных Копях для обслуживания аэропорта.
Говорят, что во времена губернаторства Абрамовича, его нередко можно было увидеть прогуливающегося с семьей по улицам города. Пожалуй, в это можно поверить, посмотрев собственными глазами на улицы чукотской столицы.
В городе есть несколько автобусных маршрутов, свой горнолыжный курорт на месте бывшей станции тропосферной связи и даже университет.
Так что город по праву является столицей автономного округа на правах субъекта РФ. Между прочим Чукотка - единственный автономный округ в стране, не входящий в состав другого субъекта (в отличии от Ненецкого, Ханты-Мансийского и др. АО)
Единственное, что доставляет значительное неудобство - стоимость авиаперелетов. Цена на них в сезон доходит до 40-50 тысяч рублей в одну сторону, но и лететь до Москвы порядка 9 часов. Столько же, сколько из Москвы до Нью - Йорка.
Вот такое у нас получилось знакомство с самым восточным городом стране, который отстоит от Москвы в 9 часовых поясах и от которого до американской Аляски гораздо ближе, чем до того же Магадана, связанного с остальной страной круглогодичной федеральной трассой.
А нам пора собираться в обратную сторону, до Москвы еще придется преодолеть почти 14 000 километров, и из них более 4 000 километров по зимникам и целине, ведь дорог на Чукотке почти нет...
Самая восточная дорога России - "Мыс Шмидта - Эгвекинот". Большая история и печальное будущее
Надеюсь, статья была Вам интересна и полезна.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.
Подписаться на канал можно здесь