Директор Яндекса по операционному маркетингу Петр Аброськин сказал на одной из лекций, что мол, надо подсматривать тренды на западе, откуда через пять лет они разойдутся по миру.
А как они там, за рубежом, ведут бизнес? Ведь негде подсматривать. Если коротко — факапят-с. Чаще всего по невнимательности и в спешке. В этой статье разберем популярные и наглядные примеры маркетинговых фейлов за рубежом и как всегда дадим комментарий — учитесь на ошибках других.
Как не надо дизайнить
Компания JCPenney использует неоднозначный дизайн на своих билбордах.
Как до этого дошло — нам сложно понять, очевидно же что этот чайник не будет пользоваться спросом в странах победившей демократии. В странах победившего пацифизма может быть еще хуже.
Владелец индийского магазина одежды Hitler признался, что не знал. А свастика это вообще священный символ для индусов. Как бы там ни было — Гитлер был плохим художником.
Мораль: при запуске бренда или продукта проверьте, а не оскорбили ли вы весь мир.
Еще примеры брендирования — АвтоВАЗ
Забавный случай произошел при запуске Лады Калины в Финляндии. Для компаний производителей авто выход на зарубежный рынок всегда сопряжен с анализом восприятия бренда в новой стране, при необходимости название машины меняют. Для Автоваза сработал “русский авось” и решили, что так сойдет. А зря: в Финляндии слово Kalina ассоциируется со словом Kolina, что в переводе на русский “треск, грохот, дребезжание, стук”. Пришлось на скорую руку назвать машину Lada 119, что как бы намекает на Porshe 911.
А мораль такова: слова имеют значение, потому если вы не торгуете на Ali Express, или не ездите на Porshe 911, переводите текст для своего проекта качественно.
Покупай Ramses, если не хочешь детей. Если хочешь — тоже покупай
Лишь спустя 2 месяца после старта продаж производители презервативов Ramses узнали, что у фараона Рамзеса II было 160 детей.
Мораль: история беспощадна к нерадивым предпринимателям, не оценивающим все риски нейминга.
Иногда нужно просто погуглить — Delta Airlines
В 2014 году сборная США по футболу проиграла сборной Ганы, это страна на западном побережье Африки. Авиакомпания Delta поздравила победителей.
И все бы ничего, но в Гане нет жирафов, о чем пользователи быстро напомнили невнимательной Delta Airlines.
Мораль: всегда найдется кто-то очень умный, кто вас поправит, потому если у вас нет времени проверять факты, задавайте вопрос прямо в тексте поста. Это позволит пользователям с претензией на экспертность проявить себя с хорошей для вас стороны.
Как не надо продвигать бренд — Nesquik
Компания Nesquik решила попользовать уши своего маскота для продвижения бренда в интернете через приложение. Пользователям предложили делать фотографии с ушами кролика и делиться ими в Twitter и Instagram. Nesquik заказали рекламу у медийных личностей, придумали “День кроличьих ушей”, но в соцсетях не набралось и десятка постов по хэштегу #nationalbunnyearsday — никто не заинтересовался, что еще хуже, чем испортить репутацию. Плохая и хорошая реклама хотя бы работает.
Мораль: не стоит полагаться на один канал продвижения — диджитал это еще не панацея. В Nesquik решили, что их мобильной аудитории будет достаточно для успеха рекламной кампании, а уши это как котики и должны нравиться всем. Но без поддержки традиционных каналов продвижения и создания мотивации им не удалось создать сильную ассоциацию с брендом — не хватило точек соприкосновения.
Не изменяйте принципам — IKEA
Маркетологи IKEA решили убрать женщин из каталогов для Саудовской Аравии с помощью фотошопа, чтобы лучше вписаться в традиционный уклад этой арабской страны. История не понравилась мировому сообществу и компании пришлось извиняться: “Мы должны были понять, что исключение изображений женщин из нашего каталога идет вразрез с ценностями Ikea Group”.
Мораль: аудитория выбирает не компанию, а ее ценности. Ценности это еще одна точка соприкосновения покупателей с брендом, и очень важная. Предавая свои ценности вы предаете аудиторию и в итоге теряете позиции на рынке. Чтобы такого не было, нужно работать с репутацией: отвечать на отзывы, отвечать за слова. Если вы за феминизм, а потом где-то заставили женщину надевать паранджу — Хьюстон, у нас проблемы!
Какой фейл по вашему самый эпичный? Напишите в комментариях. Нам кажется, что презервативы Ramses — перебор.
Лайк-подписка-жвачка — и дядя Стетхэм расскажет, как работать с репутацией в одной из следующих статей.