На дороге в Феодосию мы встали в плотную пробку, но решили продолжить путь. Усталость взяла свое, я, Анютка и Дэнчик вырубились, несмотря на неудобную для сна позу, один Юрашка, сидевший за рулем, мужественно боролся со сном стоя в пробке. К 5 утра он привез нас в Феодосию. Хочу дать совет тем, кто собирается в путешествие на машине: если вы задумали ночлег в каком-то определенном городе, постарайтесь прибыть в этот город до 16 часов по местному времени, иначе вы или не найдете жилье или вам заломят такую цену, что мама не горюй! Забегая вперед, скажу, что в Ялте в 10 часов вечера с нас запросили по 100 баксов за человека. Понимая, что людям некуда деться местные риэлторы готовы снять с отдыхающих последние трусы.
Ранним утром также трудно найти людей, которые сдают свое жилье, в это время можно встретить только «менеджеров» и «риэлторов» - этого жулья в Крыму развелось немеренно. Осоловевшие с дороги, мы как раз и попались на удочку одного из них. Очень хотелось прилечь после суток пути, а неизвестно откуда взявшийся благодетель предложил проехать в Береговое, где нас ждал душ и чистая постель по 500 рублей с человека. Он ехал перед нами, показывая дорогу, но до места нас не довез, сославшись на дела. Объяснил, что у палатки с пивом на въезде в поселок, нас будет ждать человек в красной майке, и потребовал комиссионные. Мы прекрасно понимали, что нас кидают, что с денежками мы расстаемся навсегда, но спорить с ним не было сил. У палатки нас, разумеется, никто не ждал, и мы приняли решение разделиться и пойти по домам в поисках комнаты. Это было довольно смелое решение, так как на часах было начало седьмого.
Потом мой сын сказал, что местные или совсем не спят или спят в ботинках, так как ворота открывали почти мгновенно. Но, увы, сдать нам комнату на сутки желающих не находилось. Наконец, нам повезло: за 2500 рублей нас впустили в комнату с двуспальным диваном и детской коечкой, остававшегося в комнате места как раз хватило, чтобы бросить на пол матрасик для четвертого. Мы были счастливы, душ и туалет в номере были, имелся даже кондиционер. Наивные, мы обрадовались, что есть кухня, холодильник, мы еще не догадывались, что когда мы вернемся с моря (а мы, конечно же, немедленно пошли на море, по дороге позавтракав и купив всякие пляжные мелочи) в доме, где мы остановились, отключат воду и свет. Сидевшие при свечах, хозяева пояснили, что это происходит у них ежедневно, что через пару часов включат, но включили только утром. А утром нас вежливо попросили освободить помещение, так как новые жильцы, которые должны были приехать сегодня, нагрянули вчера и всю ночь гуляли по пляжу. Собрались мы быстро и в 9 утра уже выехали в Судак.
Накануне мы облазили остатки Генуэской (Кафской) крепости в Феодосии
и разрушенный немецкий форт. Полюбовались маяком, затонувшими у берегов Феодосии судами, древними храмами и искупались на каменистом пляже, впереди были обширные планы.
Горная дорога завораживала, мы то и дело останавливались, чтобы запечатлеть удивительную красоту, которая вставала перед нами за каждым поворотом.
Учитывая прежний горький опыт, мы не стали надеяться на авось, а созвонились с Юрашкиным другом, который дал нам координаты гостевого дома в Судаке. Там нам подготовили комнату, и мы могли не торопясь, любуясь чудесной природой Крыма, следовать по своему маршруту. Я боюсь высоты и узкий горный серпантин для меня настоящее испытание, но величественные картины, открывавшиеся передо мной затмили страх, не отрываясь смотрела я на горы, виноградники, леса и на открывавшуюся иногда между горными вершинами бескрайнюю гладь моря.
Бросив вещи в нашем Судакском пристанище, мы рванули в Новый Свет. Чистейшее по сравнению с Феодосийским море штормило, но нас это не смутило: почему бы не попрыгать на волнах, когда под ногами песчаное дно. Меня подвела самоуверенность, зайдя слишком глубоко, я повернулась к волне спиной, сразу несколько волн накрыли меня и я, наглотавшись воды чуть не утонула. Меня вытащили на берег девушка и два парня, спасибо им огромное от меня и моих детей.
Потом в пляжном кафе мы отвратительно пообедали, а заплатили как за московский ресторан, и пошли на тропу Голицына. Губернатор Крыма Князь Лев Сергеевич Голицин (1845—1915) — основоположник виноделия в Крыму и промышленного производства игристых вин в Абрау-Дюрсо, также основатель усадьбы Новый Свет. При жизни современники называли его «Отцом отечественного виноградарства и виноделия». Голицинская тропа, по которой мы прошли почти до середины, была построена князем Л.С.Голицыным. Этот своеобразный памятник включает тропу протяжённостью 5470 метров, лестницы, видовые площадки, природные Голицынский и Сквозной гроты.
Дата постройки определяется концом XIX века. Начинается Тропа у посёлка Новый Свет от бухты Зелёная и тянется вдоль подошвы горы Коба-Кая к Голицынскому гроту. Это естественный грот высотой 25 метров. В гроте великолепная акустика, он знаменит еще и тем, что там выступал Федор Иванович Шаляпин. Также в гроте две стены оборудованы нишами, всего их 90 (по 45 в каждой стене) для хранения бутылок с вином. Из грота тропа идет вдоль бухты Синей, или Разбойничей, к мысу Капчик. Далее Тропа, извиваясь, приводит к третьей новосветской бухте — Голубой с её Царским пляжем, и к мысу Караул-Оба.
Некоторые, особо опасные участки вырубались в скальном грунте, на высоте порою до 20 метров над морем. Соломон Крым — член Государственного Совета и душеприказчик князя Л.С.Голицына — вспоминал, что «тропу строили турецкие рабочие. На самых опасных участках, на отвесных скалах, они тропу прорубали, находясь в подвешенных на канатах «люльках». Был случай, когда на море свирепствовал шторм, а рабочие висели наверху в «люльках» на ураганном ветру.
Спустить «люльки» на лодки не было возможности. Так над бушующим морем, они провели два дня; воду и пищу им спускали с горы на верёвках». На обрывистых участках для безопасности был устроен каменный парапет. Со стороны тропы по высоте он доходит до пояса, а с внешней стороны до 3 метров. Сама же тропа имела ширину от 1 до 2 метров.
Смотровые площадки располагались в таких местах, откуда удобнее всего было любоваться морскими и горными пейзажами. И там, действительно есть чем полюбоваться, бескрайнее море, стиснутое скалами, бросает на последние огромные разноцветные волны, часто сопровождаемые радугой, и от этого зрелища захватывает дух.
Наступил вечер и мы вернулись в Судак. К Генуэзской крепости мы подъехали за час до ее закрытия, а в последующие три дня там намечался фестиваль, поэтому я запаслась книгами и картами крепости, чтобы изучить их в дороге.
Дома нас ждал приятный сюрприз: вместо обещанной раскладушки, нам в комнату притащили новую кровать. К тому же выяснилось, что хозяйка, зовут ее Гоар, готовит для своих гостей комплексные завтраки, обеды и ужины. Готовит она очень вкусно, может сделать блюдо на заказ, поэтому мы с удовольствием кушали у нее, когда появлялась такая возможность (мы же не сидели дома и не лежали тюленями на пляже – мы разъезжали по побережью, чтобы успеть посмотреть как можно больше).
После ужина и пары рюмочек коньяка, я отправилась спать, а моя неугомонная молодежь ночью в темноте полезла на ближайшую гору Алчак-Кая.
Утром, с восторгом, перебивая друг друга, рассказывали они о своих ночных приключениях, и о том какой потрясающий вид открывается с вершины.
Этой ночью они покорили высоту 157 метров над уровнем моря. Не обошлось и без потерь, сын в темноте разбил о скалу свой новый телефон.
Продолжение следует.