Кильдин - настоящий остров сокровищ для любителей заброшенного и людей, интересующихся подлинной историей Советского Союза.
Уникальному месту, уникальные находки. Например, здесь можно обнаружить остатки советских беспилотных летательных аппаратов. Возможно, многие наши читатели о них знают, но уверен среди них найдутся и те, для кого наличие у СССР собственных беспилотных летательных аппаратов будет новостью.
И тут дело даже не в том, что СССР не мог их сделать, а в том, что "беспилотник" воспринимается как что-то современное и появившееся относительно недавно.
Конечно современные беспилотные летательные аппараты и БПЛА того времени существенно отличаются, но обо всем по порядку!
Развитие Советских БПЛА началось с потребности в создании "самолета-мишени" для отработки действий ПВО. Для этих целей долгое время использовали буксируемые мишени, а затем даже настоящие самолеты снабженные системами автопилота.
Ни одно из этих технических решений уже не отвечало реалиям того времени и встал вопрос о создании специального самолета-мишени который бы отвечал всем необходимым характеристикам, был надежен и прост в производстве.
Первый советский БПЛА под секретным названием «изделие 201» начали разрабатывать в КБ "Лавочкина".
В создании "изделия 201" принимало участие много талантливых людей того времени.
Например Автопилот АП-53 для него разрабатывали в основной организацией "Минавиапрома" под руководством Б.Е. Антипина, а создание резервное радиоуправления было задачей команды Н.И. Белова.
Основные же работы велись на 301-м заводе, а руководителем проекта был сначала И.А. Меркулов, которому на смену пришел А.Г. Чесноков
Серийное производство Ла-17 развернули в 1952 году на заводе номер "47", что в городе Оренбурге. А с 1956 года его уже стали выпускать на "двадцать первом" заводе в городе Нижней Новгород.
Одной из основных проблем с которой столкнулись при эксплуатации Ла-17 стал его прямоточный двигатель и конструктивные особенности не позволяющие поднять самолет с земли.
Самолет-мишень приходилось запускать с воздуха, используя дополнительные единицы авиации. Что конечно, сильно увеличивало расходную смету на испытания.
Для запуска с воздуха использовали специально подготовленный самолет Ту-4, специальная подготовка которого заключалась в том, что с него просто сняли все вооружение. В остальном как говорится "полный сток".
Именно для решения этой задачи, была начата разработка Ла-17м, хвостовые части которого, Вы собственно можете видеть на фотографиях.
Задачу самостоятельно старта решили с помощью твердотопливных ускорителей ПРД-98, а также отказавшись от прямоточного двигателя в пользу турбореактивного.
За счет нового двигателя, "потолок" полета увеличился аж до 16 километров, правда минимальная высота применения стала всего 3000 метров, что было обусловлено ограничениями по скоростному напору.
Получившийся в итоге аппарат, был хоть и далек от совершенства, но в целом, свои задачи отрабатывал и выпускался в Оренбурге вплоть до 1964 года...
Вот такая история, как казалось бы за безыменной железкой лежащей на безлюдных территориях, скрывается, целая глава в истории советского авиастроения...
Отдельная благодарность Ralph Mirebs за предоставленные фотоматериалы.
Потеряли нас? Ищите свежие репортажи команды здесь:
Телеграм: https://t.me/nord_skif
Одноклассники: https://ok.ru/nordskif
На главной странице канала тоже найдется пара сотен материалов, которые вы скорее всего пропустили https://dzen.ru/nordskif