Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Брижит Бардо, как советская мечта

В Советском Союзе официально не жаловали западные стандарты красоты. Однако же в эпоху Оттепели...

В Советском Союзе официально не жаловали западные стандарты красоты. Вернее, они всё равно проникали, а Любовь Орлова была того же сорта и варианта, что голливудские блондинки 1930-х.

Тем не менее, считалось, что там, у них — сиюминутный, актуально-модный типаж и миленькая красивость, которую не следует путать с настоящей красотой.

Однако же в эпоху Оттепели и раннего Застоя (до начала 1970-х) в СССР не возбранялись к показу и даже популяризировались некоторые фильмы с участием общепризнанных секс-символов Европы и Америки.

Начёс, напоминающий стожок сена, в СССР именовался «причёска Бабетта» - в честь героини фильма «Бабетта идёт на войну» с Бардо в главной роли. Источник фото - https://www.pinterest.ru/
Начёс, напоминающий стожок сена, в СССР именовался «причёска Бабетта» - в честь героини фильма «Бабетта идёт на войну» с Бардо в главной роли. Источник фото - https://www.pinterest.ru/

Это — Мэрилин Монро, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Марина Влади, Мишель Мерсье (Анжелика!). Но первое место принадлежало Брижит Бардо. Её не просто «разрешали».

Она сделалась «героиней» советских произведений. Нет, конечно же, не она сама — её образ. Больше того - она стала грёзой, мечтой современного советского юноши-романтика.

Он - образ мадемуазель Бардо - можно сказать, массово явился в молодёжной прозе и поэзии. Например, в культовом романе шестидесятников - «Звёздный билет» красавица Галка Бодрова похожа на ту самую Брижит.

Кадр из фильма «Бабетта идёт на войну». Взято с сайта http://www.purepeople.com/
Кадр из фильма «Бабетта идёт на войну». Взято с сайта http://www.purepeople.com/

«Черноглазый ткнул пальцем в фотографию Брижит Бардо на первой странице и сказал Гале: – Артисточка эта на вас смахивает». Галя — разбитная девушка «современной конструкции», как называет её ей сам автор.

Что ж, 1960-е годы – время ломки стереотипов, эпоха молодёжного бунта: «В сущности, Афродита - довольно толстая женщина, я видел её в музее. А Галя! Галя – стройна, как картинка Общесоюзного Дома моделей».

Как видим, эталоны у героев Аксёнова не вполне «социалистические» - западная актриса и - картинка-модель ОДМО.

Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/
Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/

«Дайте мне сигарету, капитан. -Ты уверена, что Брижит Бардо курит? – буркнул Димка и протянул ей сигарету». Во всяком случае, в те годы Бардо курила и шикарно позировала с сигареткой.

Пока советские мальчики обожали Брижит, на неё ополчались домохозяйки - не советские. Французские. У Евгения Евтушенко в «Братской ГЭС» молодой инженер держит на столе фотку француженки:

«Я себя убеждала: «Да что ты! / На столе его, дура, лежит, / понимаешь, не чьё-нибудь фото, / а французской артистки Брижит». Ей противопоставлена Нюшка, выросшая на картошке и в тяготах бытия.

Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/
Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/

Автор жалеет Нюшку, но втайне любуется Брижит. Но главное, что сама Нюшка тоже хотела бы превратиться в ту парижанку-мечту. А вот и фрагмент из повести Георгия Владимова «Большая руда».

Как вы понимаете, сюжет не о бездельниках, тусующихся на пляжах Сен-Тропе, где Бардо часто позировала в бикини: «Над изголовьем он приколотил полочку для мыла и бритвы, повесил круглое автомобильное

зеркальце и по обеим сторонам его, с симметричным наклоном, фото Элины Быстрицкой и Брижит Бардо». Два полюса красоты. Два смысла.

Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/
Брижит Бардо. Источник фото - https://www.pinterest.ru/

Приведу ещё один пример — из сатирической повести «Бега» Юрия Алексеева, ныне забытой вещи, ибо она устарела слишком быстро, как всякая злободневная сатира 1960-х.

«Из дверей выпорхнула никем не заверенная, но тем не менее действительная копия Брижит Бардо Может быть, не совсем та прическа и платье не от Диора, но она была определенно из тех, ради кого сидят за растрату и лезут за эдельвейсами,

...даже зная, что шея не ломается дважды». Действительно, создаётся впечатление, что прелесть обаятельной актрисы считалась неким эстетическим образцом.

Наталья Кустинская и  варианты  «причёски Бабетта». Источник фото - https://www.pinterest.ru/
Наталья Кустинская и варианты «причёски Бабетта». Источник фото - https://www.pinterest.ru/

Можно так: недосягаемым и чуждым, но вполне разрешённым к цитированию. Начёс, напоминающий стожок сена, в СССР именовался «причёска Бабетта» - в честь героини фильма «Бабетта идёт на войну» с Бардо в главной роли.

Почему это оказалось возможно в конце 1950-х - 1960-х годах? Тому причина, как ни странно, - открытость и лидерство Советского Мира. Отсутствие боязни, что парижские штучки сманят физика-лирика с коммунистического пути.

Можно и глянуть в сторону Сен-Тропе. Появилась и расхожая фраза, что Наталья Кустинская — это советская Брижит Бардо. Что характерно, они даже состарились очень похоже, но это уже совсем другая история.

Зина Корзина (с)