Летом 102 года до нашей эры в долине неподалеку от городка Аквы Секстиевы, раскинувшегося в предгорьях Альп, состоялась переломная битва Кимврской войны — первого масштабного столкновения между варварами и Римом.
Всесокрушающая лавина
Все началось в конце II века до нашей эры: кимвры, тевтоны и амброны вторглись в Галлию. Как появились эти народы точно неизвестно, но исследователи склоняются, что эти группы принадлежали к древнегерманским племенам, изначально населявшим Ютландию, а затем в поисках новых мест двинувшимся на юг.
Постепенно варвары приближались к Италии, разоряя попадавшиеся на пути поселения и продавая в рабство пленников. Впервые римляне столкнулись с ними на территории Галлии и попытались остановить, но потерпели целый ряд поражений.
В битве при Араузионе, состоявшейся в 105 году до нашей эры, кимвры уничтожили сразу две римские армии общей численностью до 80 тысяч человек под командованием Маллия Максима и Сервилия Цепиона. Дорога к столице республики была открыта. Рим спасло лишь то, что варвары решили отклониться с пути и направились на Пиренейский полуостров. За чужеземцами закрепилась слава непобедимых воинов.
Реформы в армии
Несмотря на то, что Римская республика получила кратковременную передышку, сенат прекрасно понимал всю опасность сложившейся ситуации. Единственным толковым консулом и полководцем на тот момент был Гай Марий. Он только окончил идущую в Африке Югуртинскую войну, как был призван отразить нашествие варваров.
По инициативе Мария началась глобальная военная реформа — в республике появилась профессиональная армия. Вместо ополченцев из состоятельных семей в армию набирали всех желающих свободных граждан, независимо от их благосостояния, а наградой за верную службу служил достойный земельный надел.
Легионеры получили унифицированный набор оружия и доспехов, а постоянные тренировки позволили отточить боевые навыки и дисциплину рядовых солдат. Изменения коснулись даже тактики построений. Основным подразделением стала не манипула, а когорта.
Новая угроза
Тщательная подготовка легионеров оказалась не напрасной. В 102 году до нашей эры в сторону Италии вдоль побережья Средиземного моря двинулись племена тевтонов и амбронов. По мнению историков, эти германские народы поддерживали связь с кимврами и действовали сообща, однако решили напасть на римлян отдельной армией.
Весть об атаке варваров быстро докатилась до столицы республики, и Гай Марий двинулся навстречу врагу. Полководец встретил противника в хорошо укрепленном лагере в месте слияния рек Изеры и Роны. Марий трезво оценивал мощь тевтонской и амбронской армий, поэтому не спешил сражаться открыто, понимая, что оборона дает неоспоримое преимущество. Кроме того, предыдущие поражения римской армии очень разлагали легионеров.
Марий понимал, что для успеха кампании сначала нужно разрушить миф о непобедимости варварских войск.
Случайный бой
Войска племен пытались штурмовать возведенный римлянами форт, но были отброшены. Потратив три дня на бесплодные попытки захватить лагерь легионеров, тевтонский вождь Тевтобод решил двигаться дальше в Италию. Марий вместе со своим войском последовал за противником.
Так армии противников переместились в окрестности Акв Секстиевых. Перед очередной ночевкой, на вершине холма неподалеку от реки, на противоположном берегу которой расположилось войско амбронов, римский полководец вновь повелел разбить укрепленный лагерь.
Когда рабы римлян отправились за водой, их атаковали варвары. Легионеры успели прийти на помощь и вступили в схватку с врагом. В этой незапланированной битве войско амбронов, спешно переправлявшееся через реку, было почти полностью уничтожено.
Разгром непобедимых
Заметно уменьшив в предыдущих стычках численность варварских войск, Гай Марий наконец-то решился на генеральное сражение. По сохранившимся сведениям, выбор места битвы произошел по обоюдной договоренности между римским военачальником и вождем тевтонов Тевтободом. Однако римлянин оказался хитрее — накануне сражения он направил в лес, окаймляющий место предстоящей битвы, конный отряд из 3-х тысяч всадников под командованием трибуна Клавдия Марцелла. Конники тайком обошли стан врага и затаились, дожидаясь своего часа.
Кроме того, Марий выгодно использовал рельеф местности и поставил свою армию на доминирующей возвышенности так, чтобы варварам пришлось атаковать вверх по склону. Когда начался бой, римляне уже обладали весомым преимуществом.
Волны варваров раз за разом накатывали на строй легионеров, но были оттеснены стеной щитов и бьющими без промаха острыми гладиусами. Тогда тевтоны решили сделать передышку — они сомкнули ряды, подняли щиты и, ощетинившись копьями, стали пятится к лесу. Отойти далеко им не удалось, в тыл германцам ударила конница Марцела. Варвары не выдержали натиска, пустились в бегство и были практически полностью истреблены.
При Аквах Секстиевых римская армия взяла верх, впрочем, до полной победы было еще далеко. В сторону Италии с Пиринейского полуострова двигалось огромная армия кимвров. Решающая битва Кимврской войны была еще впереди.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
5 причин, почему армия Рима была лучшей в Древнем мире
Алезийская западня: зачем Цезарь запер своих солдат в двойное кольцо