Найти тему
Леди Инженер

От кареты до кабриолета. Часть 2

В прошлой статье мы остановились на омнибусах, конках, дилижансах и прочих гужевых (приводимых в движение животными) транспортных средствах. Эта статья будет посвящена наземному самоходному транспорту - автомобилю. Само слово автомобиль имеет два корня др.-греч. "αὐτός" — "сам" и лат. "mobilis" — "подвижной, скорый"; и дословно переводится, как "самостоятельно движущийся".
Перед изобретателями стояла задача замены мускульной энергии на какую-то другую. Наверное одной из первых самоходных машин, отвечающих данному требованию, стала
паровая тележка Николя Жозефа Кюньо 1771г.

Тележка Кюньо
Тележка Кюньо

Как видите, она была ужасно громоздкой и предназначалась для перевозки артиллеристских орудий. Тем не менее, это был прорыв! Появлялись и другие изобретали, работавшие с паровыми двигателями. Проблема парового двигателя заключалась в его немаленьких размерах, а потому оснащать им личный небольшой автомобиль было сложновато. Зато параллельно активно и успешно шла работа над паровозами и паровыми дилижансами.

Паровой дилижанс Amédée Bollée 1875 года
Паровой дилижанс Amédée Bollée 1875 года

А в 1840 году шотландец Роберт Андерсон представил миру первую грубую электрическую карету, приводимую в движение неперезаряжаемыми первичными гальваническими элементами, т.е. по сути электромобиль.
Говоря о первых автомобилях, оснащённых
двигателем внутреннего сгорания (ДВС), надо запомнить имена Карла Бенца, получившего патент на свой авто в 1886г., и Готлиба Даймлера (работавшего вместе с Майбахом) 1889г.

автомобиль Бенца 1886г.
автомобиль Бенца 1886г.
автомобиль Даймлера  1889г.
автомобиль Даймлера 1889г.

Эти автомобили похожи на современные не только типом двигателя, но и таким элементами, как рулевое управление, тормоз, сцепление и проч.

Надо уточнить, что приведенных в данной статье лиц трудно назвать "первыми изобретателями", так как множество инженеров работали параллельно, опирались на уже реализованные изобретения, совершенствуя их, к тому же стоит разделять понятия: идея, чертёж, опытный образец и модель серийного производства. Ведь, например, некоторые считают, что чертеж первого авто сделал ещё сам да Винчи, но до воплощения в жизнь так и не дошло. Поэтому понять кто же "первый" и что собственно считать "автомобилем" - трудно.
Итогом всей этой деятельности стал тот факт, что в начале ХХ века в Европе и Северной Америке массово выпускались и паромобили, и электромобили, и авто с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), и даже гибриды. Приведу пример: в 1900 году большинство машин на улицах Нью-Йорка были электромобилями, существовал даже таксомоторный парк на электромобилях. Хотя надо понимать, что в ту пору авто всё ещё было роскошью, например в США за 1900г. было продано чуть больше 4 тысяч авто.

1898г. Electrobat (электрический таксомоторный парк Нью-Йорка)
1898г. Electrobat (электрический таксомоторный парк Нью-Йорка)

Вы спросите, в какой момент "что-то пошло не так" и ДВС полностью вытеснил конкурентов с автомобильного рынка?

Автомобильная промышленность начала века находилась в активном поиске - поиске форм, технических решений и проч. Это сейчас все машины в принципе одинаковы, а на заре автомобилестроения даже до руля управления надо было додуматься (да, да, поначалу поворот в машине осуществлялся рычагами). Так вот перед производителями стояла задача по созданию недорогого, простого, быстрого и экономичного транспорта. И тут уже пора сказать о плюсах ДВС.

Плюсы ДВС по сравнению с паровым двигателем (если в двух словах):
компактность;
меньший вес;
выше КПД.

Плюсы ДВС по сравнению с электродвигателем:
отлично работает даже при низких температурах (зимой);
время заправки топливного бака измеряется минутами, время зарядки аккумулятора в электромобилях длится несколько часов;
при длительном путешествии канистру с бензином можно взять с собой в дорогу, сменный же блок аккумулятора слишком тяжёлый, громоздкий и дорогостоящий. Поэтому поездка на дальние расстояния в электромобиле возможно только при условии возможности подзарядки.
Собственно взвесив все "за"и "против" всё больше и больше производителей стали оснащать свои авто именно ДВС. Вот и всем известный Генри Форд остановил свой выбор на нём. Его Ford Model T (с 1908 по 1927гг.) стал первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Не буду описывать все прелести Модели Т и раскрывать тему конвейера, скажу лишь, что эта машина стоила неприлично дёшево - 850 долларов, против 1100-1700 долларов за авто конкурентов. Не трудно догадаться, что массовый (небогатый) покупатель голосовал долларом за ДВС.

Ford Model T
Ford Model T