Найти тему
Ильназ Набиуллин

Как развивать франшизы за рубежом

Оглавление

Меня зовут Ильназ Набиуллин, я владелец сети японских парикмахерских «Чио-Чио», центров заточки «Наточу» и студий экспресс-маникюра Albina Nails. Сегодня сеть японских парикмахерских «Чио-Чио» имеет более 155 партнеров-франчайзи по СНГ, Италии и США. Международное партнерство отнимает много сил и ресурсов, но оно оправдывает вложения. На своем примере расскажу, что дает управление международной франшизой, с какими проблемами сталкиваются франчайзеры и как контролировать зарубежных партнеров.

Что дает международная франшиза

Одно из главных достоинств международной франшизы — возможности для масштабирования.

Масштабирование бизнеса вдохновляет команду. Люди видят результат работы, а это стимулирует развивать проекты дальше. Статус федеральной и международной франшизы мотивирует партнеров улучшать показатели, зону ответственности и оставаться в системе. Когда франчайзи видит масштабы франшизы, он увереннее вкладывает в нее инвестиции.

Кроме того, развитие франшизы за границей помогает перенять опыт зарубежных коллег. Мы получаем знания за счет решения новых проблем, которые появляются при ведении бизнеса за границей.

Какие риски ждут франшизу за границей

При выходе на международные рынки франчайзеру важно не распыляться и подготовить бизнес-модель к новым условиям. Рассмотрим риски подробнее.

Главный риск в управлении международной франшизой — вход без подготовки. Важно изучить законы, рынок и правила ведения бизнеса в новой стране. Без подготовки ошибка для франчайзера может оказаться фатальной и приведет к сложностям в управлении с уже состоявшимся бизнесом.

Так может произойти, если франчайзер тратит все внимание и деньги на развитие новой точки, которая оказывается убыточной.

В новых условиях уже устоявшаяся бизнес-модель может не ужиться.

В России бизнесмены привыкли работать в условиях неопределенности — это наша сильная черта. В Европе и Америке ценят стабильность — отлаженные бизнес-процессы могут не меняться десятилетиями.

В других странах законодательные базы для предпринимателей формировались столетиями, с устоявшимися законами, правилами и этикой. В России она только развивается.

-2

Как упаковать международную франшизу

В плане упаковки российский франчайзинг ушел вперед. В России внимание одинаково уделяют внешней и внутренней упаковке, потому бизнесмены обращают внимание даже на незначительные детали. Иностранных предпринимателей волнуют только расчеты, сметы и бизнес-план.

Если вы собираетесь грамотно упаковать франшизу для иностранных инвесторов, нужно обратиться к специалистам. Франчайзеру не стоит самому копаться в составлении и подготовке документов. В разных странах разные правила и законодательства, поэтому тонкости лучше доверить профессионалам.

При выборе франшизы тоже есть различия. Для российского предпринимателя фактором покупки влияет прибыль компании на данный момент, иностранного — сколько она стоит на рынке в целом.

-3

Как контролировать иностранных франчайзи

В «Чио-Чио» разработана система контроля качества, которая подходит для мониторинга региональных и международных франчайзи. Эта система основывается на четырех инструментах: тайные покупатели, анализ видеосъемки, анализ социальных сетей и случайный обзвон клиентов.

Тайные покупатели. Каждый месяц в одну из парикмахерских «Чио-Чио» приходит тайный покупатель. Он стрижется, затем заполняет чек-лист. Дополнительно он может снимать работу мастера скрытой камерой. Тайный покупатель предоставляет отчет отделу качества «Чио-Чио».

Тайные покупатели есть в любой стране, независимо от континента. Франчайзеру нужно только оставить объявление о вакансии на иностранной бирже и немного подождать.

Анализ видео. В каждой парикмахерской «Чио-Чио» установлены камеры. С помощью видео можно выявить нарушения и в целом оценить качество работы сотрудников.

Анализ социальных сетей. У каждого филиала «Чио-Чио» есть аккаунт в социальных сетях. Специалисты отдела качества просматривают профили и составляют списки положительных и отрицательных отзывов.

Случайный обзвон клиентов. В «Чио-Чио» клиенты при регистрации в терминале оставляют номер телефона. Специалисты используют эти данные для обзвона, чтобы собирать отзывы о работе и пожелания клиентов.

На основе полученной информации отдел качества составляет рейтинг и отслеживает результаты каждой парикмахерской. Такой подход помогает добиться высоких стандартов и качества франчайзи независимо от того, где они находятся.

Чтобы контролировать партнеров на другом континенте, не обязательно открывать еще один офис. Специалисты «Чио-Чио» работают в Казани и отслеживают качество работы по всему миру. Иногда систему осложняет смена часовых поясов, но это мелочь, к которой специалисты могут адаптироваться.

Единственная проблема, с которой может столкнуться франчайзер — языковой барьер. Нанимать переводчиков невыгодно — они подойдут только для перевода документов. Чтобы поговорить с клиентами или провести анализ социальных сетей, нужно тренировать своих специалистов.

В «Чио-Чио» 80% сотрудников головного офиса обучают иностранным языкам — дважды в неделю они занимаются с частным преподавателем.

***

Новая страна — это новая территория, которая кардинально отличается по всем факторам. Местные игроки могут переиграть вас, потому что вы не до конца изучили фишки рынка или не смогли подстроиться под реалии новой страны.

В любом случае франшиза парикмахерских останется в выигрыше. Мужчины в Европе стригутся в два раза чаще, чем женщины. Они педантично относятся к внешности и им мало просто короткой стрижки. Если обеспечить место профессиональными мастерами, чистотой и уникальностью — клиент будет всегда.