XVII веком, эпохой царя Ростома (умер в 1658 году) датируется мост на реке Храми (южнее Тбилиси), о построении которого сохранились сведения в летописи историка Горгиджанисдзе. Мост этот известен под названием Гатехили Хиди («ломаный мост»), очевидно, потому, что проезжая его часть состоит из двух плоскостей, сходящихся в центре под углом. Один русский капитан, составивший в 1770 году, по специальному заданию властей, записку о Грузии и «нарочно ездивший смотреть сей мост», говорит, что он «немного менее Московского каменного моста» и что «на концах юного мосту зделаны комнаты с каминами для отдохновения караванам». Мост этот (его называют также Красным) функционирует и в настоящее время, но «комнаты для караванов» повреждены.
Своеобразна и отлична от архитектуры горно-равнинной Грузии архитектура ее высокогорных районов — Сванетии, Ради, Пшаво-Хевсурети, где вплоть до советского периода сохранялись патриархально-родовые отношения.
В горном районе Грузии — Сванетии — сохранились в большом количестве башки, восходящие, повидимому, к эпохе позднего средневековья. Эти башни, квадратные, выстроенные из шифера или грубо обработанного камня, иногда достигают высоты 25 метров и состоят из нескольких (до шести) этажей. Первый этаж располагается на высоте 5—7 метров над уровнем земли (пространство между поверхностью земли и полом первого этажа забучено). Этажи сообщаются между собой приставными лестницами. Верхний, венчающий этаж, перекрытый двухскатной крышей, снабжен нависающими на все четыре стороны бойницами. Башня являлась непременным атрибутом каждого жилого комплекса, включающего также двухэтажный дом с зимним и летним помещениями.
В каждой деревне таких башен насчитывалось несколько десятков, что придавало специфический, неповторимый вид сванским селениям, расположенным в высокогорных ущельях, на фоне грандиозных снежных вершин Кавказского хребта. Сооружение сванских башен было обусловлено обычаем кровавой мести, присущим родовому строю. В наши дни, при советской власти, когда и в Сванетию, прежде оторванную от мира, затерявшуюся в труднодоступных горах, проник новый быт, эти башни, конечно, утеряли свой смысл и сохраняют значение лишь как памятники тяжелого прошлого.
Архитектура крестьянского жилого дома в Грузии чрезвычайно многообразна, что объясняется разнообразием природных условий, различными условиями быта, а также, в некоторых случаях, различным уровнем социального развития в отдельных районах Грузии.
Особенный интерес представляет сохранившийся до наших дней, главным образом в Картли и Месхети, тип крестьянского жилища — дарбази. Тысячелетняя древность этого типа, распространенного в тех или иных вариантах во многих странах Азии, засвидетельствована письменными источниками. И в самой Грузии существуют различные варианты дарбази, но сущность типа остается неизменной: это — жилище, выстроенное обычно на косогоре, имеющее «фасад» и вход с одной только стороны и освещенное верхним светом.
Самым интересным и существенным элементом дарбази является конструкция перекрытия. Над выделенным, средним квадратом зала, ограниченным двумя, тремя или четырьмя столбами, перекрытие устроено пирамидально, посредством деревянных балок: ряды балок идут напуском, постепенно суживая пространство, а в самом верху оставляя световое отверстие, служащее одновременно и для прохождения дыма. Это перекрытие, называемое гвиргвини, бывает простое, когда каждый ряд состоит из четырех балок и сохраняет квадратную форму, и сложное, когда квадрат основания уже со второго ряда переходит в восьмигранник, поставленный под углом; каждый следующий ряд тоже накладывается под углом, как бы перемещаясь вокруг своей оси. Такая конструкция напоминает купольное перекрытие.
Стены дарбази в большинстве случаев снабжены нишами и шкафами. С передней стороны, у входа, устраивается открытая веранда во всю ширину фасада. Столбы дарбази, сделанные из цельных стволов, и нижние ряды балок гвиргвини украшены резьбой: орнаментальные полосы, розетки, иногда какие-нибудь символические изображения скомпонованы в цельную декоративную композицию. Любовь народа к украшению своего жилища, к красивым орнаментам находит свое отражение также и в деревянной резьбе на различных предметах обихода.
Мы уже указывали, что именно народный орнамент по дереву следует считать тем источником, откуда берет свое начало и изумительная орнаментация грузинских монументальных зданий.
Резко отличается от дарбази жилой дом Западной Грузии, что, между прочим, можно объяснить иными климатическими условиями: воздух здесь влажнее, осадки, особенно на Черноморском побережье, обильнее. Дом, строящийся из дерева, обычно стоит на невысоких каменных столбиках. G передней стороны, во всю длину фасада, тянется крытый балкон с деревянными столбами и резными перилами. Жилое помещение состоит в большинстве случаев из трех комнат, причем одна из них значительно превосходит по размерам остальные. Кухня, кукурузник и другие помещения хозяйственного назначения расположены во дворе, неподалеку от дома.
Жилые дома в горных районах Грузии (Рача, Хевсурети, Тушети, Юго-Осетия) также отличаются своеобразным, вполне определившимся характером, во многом напоминая дома-башни Сванетии.
Изучение жилых домов различных районов Грузии может дать богатейший материал для понимания развития человеческого жилища вообще.
Только что рассмотренные нами сельские жилые дома сохранили на протяжении всего XIX века связь с традициями грузинской национальной архитектуры.
Монументальная архитектура в первых десятилетиях XIX столетия, с присоединением Грузии к России, изменила свое направление. Строительство общественных зданий в Тбилиси отразило черты господствовавшего тогда в России стиля ампир.
Своеобразно претворился ампир и в жилых домах Тбилиси, Кутаиси, Гори, Телави, Сигнахи и некоторых других провинциальных городах, а также в сельских помещичьих домах. Все эти здания своей планировкой, своими деревянными балконами (которые украшались замечательными узорчатыми перилами) и многими деталями самым тесным образом связаны с коренными традициями грузинской национальной архитектуры, но в них уже появляются элементы (круглые колонны, иногда форма окон, отдельные профили), явно указывающие на влияние ампира.
Изучение накопившегося на протяжении веков наследия древнегрузинской архитектуры развертывает перед нами сложную, многообразную и глубоко содержательную картину живого творчества целого народа, за время своего существования не раз достигавшего высокого уровня и в других отраслях культуры и создавшего много полноценных, художественно законченных и зрелых произведений.
Существуя и развиваясь в неразрывной связи со всей политической, экономической и культурной жизнью грузинского народа, будучи тесно увязана с искусством соседних стран и постоянно обогащаясь путем общения с ними, грузинская архитектура всегда сохраняла свой национальный характер, свое ярко выраженное творческое лицо.
Высокая художественность, блестящее профессиональное мастерство, живая связь с народным творчеством обеспечили грузинской монументальной архитектуре почетное место в развитии Ярового искусства. Эти же качества привлекают нас и сейчас, когда перед зодчими Советской Грузии в условиях сталинской национальной политики раскрылись широкие перспективы архитектурного творчества.