«Синематограф» братьев Люмьер, без сомнений, – открытие, перевернувшее мир. Разумеется, это изобретение не «одномоментное», ему предшествовали несколько технологий фотографии, «зоотроп» Уильяма Горнера, «Кинетограф» Эдисона...
Но было одно устройство, позабытое, словно вычеркнутое из истории развития кино. Речь об аппарате «LPCCP MkII», изобретателя Луи Лепренса, который не только снял первый в истории фильм, но и стал первым кинорежиссером. «Сцена в саду Раундхэй», слышали про такой фильм?
Родившийся в 1841 году во Франции, Луи с самого детства оказался окружен технологиями сохранения изображений. Друг его отца, Луи Дагер, был одним из создателей технологии первых фотоснимков – дагеротипии. Он и привил будущему «отцу кинематографа» интерес к физике, химии и фотографии. Лепренс рос, отлично учился, блестяще строил карьеру... и продолжал поиск решения для «движущихся картинок».
В 1888 году он сумел разработать технологию нанесения фотоэмульсии на бумажную ленту и добился движения этой ленты в аппарате. Разработав несколько различных камер, Луи конструирует «LPCCP MkII», ту самую камеру с одним объективом и одной катушкой, на которую 14.11.1888 г. был снят первый в истории кинофильм: «Сцена в саду Раундхэй», длительностью 2,11 с (воспроизводился со скоростью дюжина кадров в секунду).
«Киноаппарат» «LPCCP MkII» использовал катушку фотобумаги шириной пятьдесят четыре мм. Лента бумаги двигалась прерывисто, на короткое время замирая в кадровом окне. Во время ее передвижения объектив закрывался дисковым обтюратором. Лепренс пытался запатентовать «LPCCP MkII» в Европе, но получить патент удалось 16.11.1889 года в прогрессивной, в то время, Америке.
Европейский патент гарантировал лучшую защиту, и изобретатель возвращается в Европу, надеясь получить его в Великобритании. Этим планам не суждено было сбыться: шестнадцатого сентября восемьдесят девятого года Луи сел в поезд Париж–Дижон, намереваясь навестить брата, и исчез: никто не видел, как Лепренс выходил бы на остановках поезда или сходил бы с него. Не было обнаружено ни тела, ни багажа.
«Движение транспорта по мосту Лидс» - 2,76 с, частота воспроизведения 23,5 к/с - второй фильм Лепренса
Эта тайна, оставшаяся нераскрытой, родила несколько версий произошедшего: Лепренс не садился в поезд, испугавшись разоблачения его мошенничества (будто никакого кино он и не снимал вовсе!); его убил брат из-за денег; и, самая популярная: Лепренс стал жертвой «войны патентов» (или говорили прямо – его «убрал» Томас Эдисон). В 2003 году в Парижских полицейских архивах нашлось фото (от 1890 г.) утонувшего человека, похожего на Лепренса, но и только.
После заявления о смерти, патенты Лепренса были аннулированы, а аппараты конфискованы. Фильмы, которые Луи снял за полтора года до Эдисоновского «Кинетографа» и за семь лет до Люмьеровского «Синематографа», никогда не были показаны широкой публике. Только в 1989 году Британским музеем в Брэдфорде с бумажных негативов были реконструированы в «цифре» два фильма Луи Лепренса. Третий, "Аккордионист", где играет сын Луи, существует только в виде отдельных кадров и любительского монтажа.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!