УльЗИС-НАТИ 253 – один из самых малоизвестных советских грузовиков. Даже просто информации о нем мало, от уникального автомобиля осталась лишь пара десятков фотографий да скупые строки в технических справочниках. Но если бы этот проект воплотился в жизнь, кто знает, возможно, концепция среднетоннажных грузовиков в Союзе развивалась бы совсем по другому пути.
Старт работам по созданию этой машины был дан еще в июне 1943 года, правительственным приказом о создании дизельного грузовика грузоподъемностью 4 тонны. Замысел был в массовом производстве новой машины вскоре, после окончания войны.
Работу над проектом поручили вести Научному автомоторному институту, в то время он еще назывался тракторным – «НАТИ», и Ульяновскому автозаводу, созданного на базе эвакуированных из Москвы в 1941 году цехов ЗИСа. УльЗИС, именно отсюда в сложном названии грузовика появилась аббревиатура «ЗИС», хотя к конструкторскому бюро московского завода грузовик не имел никакого отношения.
В то время у нашего автопрома было принято если не полностью копировать западные конструкторские решения при постройке своих машин, то довольно много их заимствовать, и на этом фоне ульяновский грузовик сильно отличался от других советских грузовиков – машина, опытные образцы которой имели ряд заимствований, в целом была оригинальная, созданная инженерами на основе изучения отдельных агрегатов и прогнозирования развития грузовых автомобилей в целом, в мире. Вникая в детали, понимаешь, что работавшие над этим проектом инженеры в то время действительно смотрели в будущее, причем уверенно и далеко.
Визуально, глядя на эту машину, можно сказать, что подобный грузовик примерно в то же время разрабатывался на Горьковском автозаводе, будущий ГАЗ-51, кабины опытных образцов «Газона» и УльЗИС-НАТИ действительно похожи, но технически это были абсолютно разные машины.
В качестве силового агрегата предполагалась установка дизельного двигателя, двухтактного, трёхцилиндрового, объемом 3.5 литра, мощностью 80 л.с., с принудительной продувкой типа «Рутс». При этом, максимально унифицированным с дизелем ЯАЗ-204, представлявшим собой его «укороченную» версию.
Задумка была хороша, мощности дизельного мотора должно было хватать для среднетоннажного грузовика, унификация по комплектующим тоже была, плюсы дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, на грузовом транспорте – неоспоримы. В общем, если бы УльЗИС-НАТИ пошел в серийное производство, то впоследствии, в дальнейшем подобные машины производства других советских автозаводов, могли быть дизельными, в особенности – на ЗИЛе. Для сравнения, затраты топлива на тонну перевозимого груза УльЗИС-НАТИ 253 составляли 7,1 л дизеля, а у бензинового собрата ЗИС-150 уже 8.5 литра.
Экспериментальный образец был собран в 1944 году. Точно установить месяц, в котом это случилось, сложно, по одним данным – в мае, по другим – в июне. Свой двигатель еще не был готов, поэтому в качестве силового агрегата был адаптированный для этого проекта дизель от американского трактора Allis-Chalmers HD-7. От него же было и сцепление.
Поскольку в стране, в то время было туго с покрышками, их тоже позаимствовали от американских грузовиков, как и амортизаторы.
Коробка передач, рама, мосты, рессоры, опиравшиеся уже на подушки, а не на рессорные пальцы, механизмы управления, 12-вольтовое электрооборудование, всё это было на тот момент современным техническим решением, спроектированным в НАТИ.
В качестве кабины, на опытных образцах применялась адаптированная конструкция от американского военного грузовика Studebaker US6. Изменения коснулись в первую очередь ширины кабины, на советском грузовике она стала шире, изменилась передняя часть, двери стали короче.
На первых образцах, собранных в 1944 году, оперение капота было схоже и таковым на ЗИС-150, но позже дизайн машины изменился.
Американского вида кабина, вместе с мощным на вид аллигаторным капотом представляли собой необычное дизайнерское решение, я бы сказал, брутальное.
Трудно сказать, какая была обзорность с места водителя, ведь площадь ветровых стёкол сравнительно небольшая. Но зато сиденье водителя имело регулировки, в том числе по высоте, тоже новшество для наших грузовиков тех времен. Смотрится машина достаточно интересно и оригинально, ни с одним из советских грузовиков его спутать невозможно.
Окончательный вариант, подготовленный для показа на выставке в Сокольниках, выглядел и вовсе здорово.
Именно эта машина чаще всего фигурирует во всех упоминаниях о УльЗИС-НАТИ 253 и множестве его других альтернативных названий, НАЗ-253 например.
Затем снова вернулись к стилистике ЗИС-150. Это тоже образец 1945 года.
Предположительно, производство должно было стартовать в 1948 году, но планы Москвы на Ульяновский автозавод изменились, а запустить производство в Новосибирске по целому ряду причин не удалось.
Есть мнение, что проект дизельного среднетоннажного грузовика притормозили «сверху», в Москве, в пользу еще сырого на тот момент московского ЗИС-150, а затем о дизельном УльЗИС-НАТИ и вовсе позабыли. Как это часто у нас бывало, хорошая разработка, на создание которой было затрачено столько усилий талантливых людей, была выброшена на свалку истории.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!