Найти тему
Station d'art

Гений, изменивший кинематограф. Биография Стэнли Кубрика

Оглавление

Стэнли Кубрик – американский режиссер, инакомыслящий кинематографический творец, создатель собственного донельзя перфекционистского стиля. Его визитной карточкой стала одноточечная перспектива. Множество его фильмов стали классикой, но самыми знаменитыми по сей день остаются "Заводной апельсин" и "2001 год:Космическая одиссея".

Пример фирменной Кубриковской одноточечной перспективы из "Сияния".
Пример фирменной Кубриковской одноточечной перспективы из "Сияния".

Биография Стэнли Кубрика.

Родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке в семье врача Якоба Леонарда Кубрика и домохозяйки Сэди Гертруды. По национальности он – еврей с польскими, австрийскими и румынскими корнями.

Успеваемость в школе у Стэнли была весьма посредственной, но проявлял интерес к литературе. В юные годы будущему режиссеру нравились бейсбол, джаз, шахматы и фотография. В 12 лет юному Стэнли отец подарил фотоаппарат, который окажет сильное влияние на его творческий взгляд в киноискусстве.

-3

В 17 лет Кубрик становится фотографом журнала "Look", где он работал несколько лет и путешествовал по стране. В нем просыпается тяга к знаниям, и он становится вольнослушателем в Колумбийском университете и в Музее современного искусства.

Фотографии Кубрика для журнала Look
Фотографии Кубрика для журнала Look

В 1951 году Кубрик снял на свои сбережения первый фильм, документальную ленту о боксере Рокки Грациано– «День схватки». Его купила за сто долларов RKO Pictures. Эта лента была замечена, и он ставит перед собой цель снять полнометражный фильм. Сняв несколько документальных фильмов и заняв денег у родных в размере 13 000 долларов, Кубрик снимает свой первый художественный фильм "Страх и вожделение" по сценарию своего одноклассника Ховарда Сэклера.

Кубрик как режиссер

В 1955 году был снят фильм-нуар «Поцелуй убийцы», с которым Стэнли победил в категории «Лучший режиссер» на МКФ в швейцарском Лукарно (1959 год).

Следующим фильмом Кубрика становится "Убийство" 1956 года-экранизация романа "Перерыв на чистку" американского писателя Лайонела Уайта.

Спустя год он представил на суд публике антивоенный шедевр "Тропы славы", о котором мы уже писали.

"Тропы славы" (1957 год)
"Тропы славы" (1957 год)

В 1960 году вышел единственный неавторский фильм-экранизация романа Говарда Фаста "Спартак". Для работы над ним Кубрика пригласил Кирк Дуглас, являвшимся продюсером и исполнителем роли гладиатора, после увольнения прежнего режиссера проекта Энтони Манн.

Постпродакшн картины с бюджетом в 12 миллионов долларов продвигался тяжело, сопровождаясь творческими спорами с командой. Дуглас думал, что сможет помыкать юным режиссером, но Кубрик имел свою точку зрения на процесс создания картины, что не нравилось первому. В итоге фильм получил "Золотой глобус" за лучший фильм года и четыре "Оскара" : за монтаж, работу художников, костюмы и за лучшую мужскую роль второго плана).

Сьемки фильма "Спартак" (1960 год).Кирк Дуглас и Стэнли Кубрик.
Сьемки фильма "Спартак" (1960 год).Кирк Дуглас и Стэнли Кубрик.

Следующая картина Кубрика - адаптация известнейшего романа Владимира Набокова "Лолита", над которой они работали вместе.

Актриса Шелли Уинтерс в главной роли "Лолиты"
Актриса Шелли Уинтерс в главной роли "Лолиты"

Во время работы над "Лолитой" режиссер переезжает в Великобританию. Это связано с менее ожесточенной цензурой, нежели в Америке.

"Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу"(1963 год)
"Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу"(1963 год)

В 1963 году Кубрик снял на основе произведения "Красная тревога" британского писателя Питера Джорджа фильм с интригующе-длинным названием "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". В этой сатирично-комедийной ленте показывается актуальная проблема для всего мира-взаимоотношения двух сверхдержав - СССР и США.

Игра в шахматы в перерыве съемок "Доктора Стрейнджлава".                                          
Джордж К.Скотт и Стэнли Кубрик.
Игра в шахматы в перерыве съемок "Доктора Стрейнджлава". Джордж К.Скотт и Стэнли Кубрик.

5 лет ушло на разработку нового проекта под названием "2001 год:Космическая одиссея". Основой стал рассказ британского литератора и научного деятеля Артура Кларка "Часовой".

Этот интересный,тщательно проработанный и, возможно, немного странный фильм вышел в 1968 году, но и по сей день остается непревзойденным кинематографическим шедевром, оказывающим влияние на нынешних дельцов искусства.

"Оскар" за визуальные эффекты в "Космической Одиссее",ставший для Кубрика первым и единственным.
"Оскар" за визуальные эффекты в "Космической Одиссее",ставший для Кубрика первым и единственным.

Чрезвычайно интересная сатирическая экранизация произведения Энтони Берджесса "Заводной апельсин" вышла в свет в 1971 году, главным актером в которой стал юный Малькольм Макдауэлл. В ленте было множество сцен насилия, садизма ,эротики. Кубрик полностью, по своему обыкновению, изменил концовку и авторский посыл, из-за этого Берджесс заявил, что хочет отречься от своей книги. Стэнли получал множество агрессивных писем о физической расправе, фильм оказался причиной всплеска преступности, идентичной показанной в фильме, после чего картину сняли из проката в Великобритании.

Слова Малькольма Макдауэлла:"Не будь Кубрик режиссером, ему следовало бы командовать вооруженными силами США. Он держит в голове все -- вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него. Он должен следить за всем и вся".
Слова Малькольма Макдауэлла:"Не будь Кубрик режиссером, ему следовало бы командовать вооруженными силами США. Он держит в голове все -- вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него. Он должен следить за всем и вся".

В 1975 году уже известный всему миру гений кино выпускает "Барри Линдона"- визуальный шедевр, образец "костюмного" кинематографа и воссоздания исторической эпохи XVII века, в которой обитает ирландский авантюрист Редмонд Барри.

Фильм рекомендуется к просмотру прежде всего из-за невероятно красивых сцен, снятых при свечах и декорациях, точь-в-точь воссозданных по историческим лекалам.

"Барри Линдон" (1975 год)
"Барри Линдон" (1975 год)

После Барри Линдона Кубрик снизил темпы работы, снимать фильмы он стал дольше, и за последние 24 года своей жизни он снял, к сожалению, всего три фильма. Над "Сиянием" режиссер работал в течение пяти лет. Вышел фильм в 1980 году на основе одноименного бестселлера Стивена Кинга.

В нем рассказывается о писателе Джеке Торренсе, приехавшем со своей семьей во время мертвого сезона в отель "Оверлук", чтобы подработать смотрителем и написать очередную книгу. Семья должна провести в изоляции от внешнего мира целую зиму. В отеле появляются ужасные духи и образы,которые видит не только сын Дэнни, но и отец Джек, медленно сходящий с ума.

Кубрик, как перфекционист, потребовал несколько сотен дублей на некоторые сцены, из-за чего миллионы футов пленки были потрачены впустую. Фильм был негативно встречен критиками, но, как и большинство фильмов мэтра, стал классикой мирового кинематографа. Удивительный факт: картина была номинирована на две "Золотые малины" в 1980 году("Худший режиссер года" и "Худшая женская роль").

Кадр из "Сияния",ставший интернет-мемом "Here's Johnny!"
Кадр из "Сияния",ставший интернет-мемом "Here's Johnny!"

Предпоследняя кинолента гения "Цельнометаллическая оболочка" вышла в 1987 году. Фильм получил кинопремию "Дэвид ди Донателло", номинации на "Оскар","Золотой глобус" и BAFTA.

В фильме показана армия изнутри ,множество циничных шуток, антиподвигов людей, борющихся за выживание на войне. Главная идея фильма, которую доносит режиссер-война отбирает у людей свободу, счастье и мир. Война-это страдания,ужас и смерть.

Кубрик снял отличный фильм с сильнейшим моральным и философским посылом практически без крови и расчлененки. Прекрасная режиссерская и операторская работа,великолепный саундтрек и визуальные эффекты вкупе с замечательной актерской игрой(особенно Сержанта Хартмана и Рядового "Шутника") родили кинематографический монумент, который хочется смотреть, смотреть и еще раз смотреть.

Сержант Хартман из "Сияния",роль которого исполнил Ли Эрми.
Сержант Хартман из "Сияния",роль которого исполнил Ли Эрми.

Последние годы жизни Стэнли Кубрика.

В 1997 году великий творец приступает к съемкам завершающего фильма его режиссерского пути "С широко закрытыми глазами". Главные роли исполнили Николь Кидман и Том Круз. А основой для фильма стала "Новелла о снах" Артура Шницлера.

Сцена из "С широко закрытыми глазами"
Сцена из "С широко закрытыми глазами"

Некоторые критики назвали фильм "Последним шедевром ХХ века", но до премьеры его подвергли жесткой цензуре,дабы скрыть откровенные сцены оргии и обеспечить рейтинг R от MPAA.

Непонятно, закончил ли Кубрик свою картину или внес бы еще изменения, ведь через четыре дня(7 марта 1999 года) после завершения монтажа ленты Стэнли лег спать и больше никогда не проснулся. Причиной смерти величайшего кинематографиста стал сердечный приступ. В 2000 году на фестивале в Венеции режиссера посмертно удостоили приза ассоциации критиков. Кубрик похоронен в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир, где он жил более 20 лет.

К сожалению, режиссер не сумел воплотить все свои идеи и оставил после себя несколько нереализованных проектов. Например, он собрал библиотеку из 18 тысяч томов для грандиозного фильма о Наполеоне Бонапарте, на который не сумел найти денег.

-16

Друзья, желаем вам приятного просмотра. Поддержите Station d'art лайком и подпиской, ведь мы стараемся для вас.