Стэнли Кубрик – американский режиссер, инакомыслящий кинематографический творец, создатель собственного донельзя перфекционистского стиля. Его визитной карточкой стала одноточечная перспектива. Множество его фильмов стали классикой, но самыми знаменитыми по сей день остаются "Заводной апельсин" и "2001 год:Космическая одиссея".
Биография Стэнли Кубрика.
Родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке в семье врача Якоба Леонарда Кубрика и домохозяйки Сэди Гертруды. По национальности он – еврей с польскими, австрийскими и румынскими корнями.
Успеваемость в школе у Стэнли была весьма посредственной, но проявлял интерес к литературе. В юные годы будущему режиссеру нравились бейсбол, джаз, шахматы и фотография. В 12 лет юному Стэнли отец подарил фотоаппарат, который окажет сильное влияние на его творческий взгляд в киноискусстве.
В 17 лет Кубрик становится фотографом журнала "Look", где он работал несколько лет и путешествовал по стране. В нем просыпается тяга к знаниям, и он становится вольнослушателем в Колумбийском университете и в Музее современного искусства.
В 1951 году Кубрик снял на свои сбережения первый фильм, документальную ленту о боксере Рокки Грациано– «День схватки». Его купила за сто долларов RKO Pictures. Эта лента была замечена, и он ставит перед собой цель снять полнометражный фильм. Сняв несколько документальных фильмов и заняв денег у родных в размере 13 000 долларов, Кубрик снимает свой первый художественный фильм "Страх и вожделение" по сценарию своего одноклассника Ховарда Сэклера.
Кубрик как режиссер
В 1955 году был снят фильм-нуар «Поцелуй убийцы», с которым Стэнли победил в категории «Лучший режиссер» на МКФ в швейцарском Лукарно (1959 год).
Следующим фильмом Кубрика становится "Убийство" 1956 года-экранизация романа "Перерыв на чистку" американского писателя Лайонела Уайта.
Спустя год он представил на суд публике антивоенный шедевр "Тропы славы", о котором мы уже писали.
В 1960 году вышел единственный неавторский фильм-экранизация романа Говарда Фаста "Спартак". Для работы над ним Кубрика пригласил Кирк Дуглас, являвшимся продюсером и исполнителем роли гладиатора, после увольнения прежнего режиссера проекта Энтони Манн.
Постпродакшн картины с бюджетом в 12 миллионов долларов продвигался тяжело, сопровождаясь творческими спорами с командой. Дуглас думал, что сможет помыкать юным режиссером, но Кубрик имел свою точку зрения на процесс создания картины, что не нравилось первому. В итоге фильм получил "Золотой глобус" за лучший фильм года и четыре "Оскара" : за монтаж, работу художников, костюмы и за лучшую мужскую роль второго плана).
Следующая картина Кубрика - адаптация известнейшего романа Владимира Набокова "Лолита", над которой они работали вместе.
Во время работы над "Лолитой" режиссер переезжает в Великобританию. Это связано с менее ожесточенной цензурой, нежели в Америке.
В 1963 году Кубрик снял на основе произведения "Красная тревога" британского писателя Питера Джорджа фильм с интригующе-длинным названием "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". В этой сатирично-комедийной ленте показывается актуальная проблема для всего мира-взаимоотношения двух сверхдержав - СССР и США.
5 лет ушло на разработку нового проекта под названием "2001 год:Космическая одиссея". Основой стал рассказ британского литератора и научного деятеля Артура Кларка "Часовой".
Этот интересный,тщательно проработанный и, возможно, немного странный фильм вышел в 1968 году, но и по сей день остается непревзойденным кинематографическим шедевром, оказывающим влияние на нынешних дельцов искусства.
Чрезвычайно интересная сатирическая экранизация произведения Энтони Берджесса "Заводной апельсин" вышла в свет в 1971 году, главным актером в которой стал юный Малькольм Макдауэлл. В ленте было множество сцен насилия, садизма ,эротики. Кубрик полностью, по своему обыкновению, изменил концовку и авторский посыл, из-за этого Берджесс заявил, что хочет отречься от своей книги. Стэнли получал множество агрессивных писем о физической расправе, фильм оказался причиной всплеска преступности, идентичной показанной в фильме, после чего картину сняли из проката в Великобритании.
В 1975 году уже известный всему миру гений кино выпускает "Барри Линдона"- визуальный шедевр, образец "костюмного" кинематографа и воссоздания исторической эпохи XVII века, в которой обитает ирландский авантюрист Редмонд Барри.
Фильм рекомендуется к просмотру прежде всего из-за невероятно красивых сцен, снятых при свечах и декорациях, точь-в-точь воссозданных по историческим лекалам.
После Барри Линдона Кубрик снизил темпы работы, снимать фильмы он стал дольше, и за последние 24 года своей жизни он снял, к сожалению, всего три фильма. Над "Сиянием" режиссер работал в течение пяти лет. Вышел фильм в 1980 году на основе одноименного бестселлера Стивена Кинга.
В нем рассказывается о писателе Джеке Торренсе, приехавшем со своей семьей во время мертвого сезона в отель "Оверлук", чтобы подработать смотрителем и написать очередную книгу. Семья должна провести в изоляции от внешнего мира целую зиму. В отеле появляются ужасные духи и образы,которые видит не только сын Дэнни, но и отец Джек, медленно сходящий с ума.
Кубрик, как перфекционист, потребовал несколько сотен дублей на некоторые сцены, из-за чего миллионы футов пленки были потрачены впустую. Фильм был негативно встречен критиками, но, как и большинство фильмов мэтра, стал классикой мирового кинематографа. Удивительный факт: картина была номинирована на две "Золотые малины" в 1980 году("Худший режиссер года" и "Худшая женская роль").
Предпоследняя кинолента гения "Цельнометаллическая оболочка" вышла в 1987 году. Фильм получил кинопремию "Дэвид ди Донателло", номинации на "Оскар","Золотой глобус" и BAFTA.
В фильме показана армия изнутри ,множество циничных шуток, антиподвигов людей, борющихся за выживание на войне. Главная идея фильма, которую доносит режиссер-война отбирает у людей свободу, счастье и мир. Война-это страдания,ужас и смерть.
Кубрик снял отличный фильм с сильнейшим моральным и философским посылом практически без крови и расчлененки. Прекрасная режиссерская и операторская работа,великолепный саундтрек и визуальные эффекты вкупе с замечательной актерской игрой(особенно Сержанта Хартмана и Рядового "Шутника") родили кинематографический монумент, который хочется смотреть, смотреть и еще раз смотреть.
Последние годы жизни Стэнли Кубрика.
В 1997 году великий творец приступает к съемкам завершающего фильма его режиссерского пути "С широко закрытыми глазами". Главные роли исполнили Николь Кидман и Том Круз. А основой для фильма стала "Новелла о снах" Артура Шницлера.
Некоторые критики назвали фильм "Последним шедевром ХХ века", но до премьеры его подвергли жесткой цензуре,дабы скрыть откровенные сцены оргии и обеспечить рейтинг R от MPAA.
Непонятно, закончил ли Кубрик свою картину или внес бы еще изменения, ведь через четыре дня(7 марта 1999 года) после завершения монтажа ленты Стэнли лег спать и больше никогда не проснулся. Причиной смерти величайшего кинематографиста стал сердечный приступ. В 2000 году на фестивале в Венеции режиссера посмертно удостоили приза ассоциации критиков. Кубрик похоронен в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир, где он жил более 20 лет.
К сожалению, режиссер не сумел воплотить все свои идеи и оставил после себя несколько нереализованных проектов. Например, он собрал библиотеку из 18 тысяч томов для грандиозного фильма о Наполеоне Бонапарте, на который не сумел найти денег.