Найти тему

Почему я не люблю рэп (лонгрид)

Оглавление

У меня есть подруга-пиарщица, которая считает, что рано или поздно мне придётся расширять тематику канала, обратив внимание на то, что в тренде. А в тренде сейчас музыка, которую мне слушать не хочется. Конечно, даже в этом море попадаются интересные экземпляры, но чтобы обнаружить их, надо перелопатить гору мусора.

Вам хочется рыться в мусорном баке, чтобы отыскать вкусняшку? — Вот и мне нет. Поэтому хорошие песни я ищу не там, где рэп, популярность которого в последние годы неуклонно растёт. (Если вам интересно, можете почитать статью о музыкальных трендах последних 20 лет здесь.)

На днях мне на почту пришла рассылка с исследованием Яндекса под названием «Русский рэп как набор слов». Там рассказывается о характерных для русского рэпа словах, и ниже я приведу несколько примеров из этого исследования. Так вот это письмо и побудило меня написать, почему я всё-таки не люблю рэп.

Исполнители русского рэпа. Фото: yandex.ru
Исполнители русского рэпа. Фото: yandex.ru

Что такое хип-хоп и рэп?

Сначала давайте разберёмся в общих чертах, что такое этот самый рэп, откуда он взялся, и как он связан с хип-хопом.

Хип-хоп — крупная субкультура, в которой присутсвует 4 элемента: брейкданс, граффити, тернтаблизм (это диджейская техника сведения пластинок) и собственно рэп. Несмотря на это, сейчас принято называть рэп хип-хопом и считать их синонимами. Почему так получилось, не знаю. Возможно, причина в том, что остальные три элемента субкультуры постепенно обособились.

Само слово «рэп» — элемент слэнга субкультуры хип-хоп и это не аббревиатура. Его примерное значение — поток слов. То есть рэп буквально представляет собой поток рифмованного текста.

Рэп появился в 1970-х годах в негритянских гетто, а рождением своим он обязан таким жанрам, как фанк, диско, рэгги и даб. Из Ямайки рэп унаследовал не только диджейские техники, звуковые системы и тостинг (это музыка на стыке жанров рэгги и рэпа), но и любовь к марихуане. Можно сказать, что именно рэгги и рэп больше других жанров связаны с наркотиками, хотя многие рэперы высказываются решительно против.

Олдскульный рэп был нацелен на то, чтобы достучаться до белой аудитории, прекратить расизм, покончить с нищенским существованием в негритянских трущобах и способствовать объединению субкультур.

Рэп дал начало множеству поджанров, и прошёл несколько вех в своём развитии, но писать здесь об этом я не буду, поскольку к теме это особого отношения не имеет. Если вам станет интересно, то можете изучить подробности сами, в конце статьи будут ссылки на источники.
Рэп дал начало множеству поджанров, и прошёл несколько вех в своём развитии, но писать здесь об этом я не буду, поскольку к теме это особого отношения не имеет. Если вам станет интересно, то можете изучить подробности сами, в конце статьи будут ссылки на источники.

Рэп «адаптировался» к разным странам и постоянно набирает популярность с конца 80-х. Сейчас, кажется, уже не существует такого уголка на Земле, где не было бы своей рэп-истории. Русский рэп (или хип-хоп) представляет собой в основном агрессивные или меланхоличные тексты о жизни простых дворовых парней, о тусовках, разборках, отношениях, наркотиках и прочем.

Из чего состоит рэп-композиция?

Теоретически все песни состоят из музыки и текста (в хороших песнях это не просто текст, а стихи). В рэп-композициях текст чаще всего представляет собой речитатив. Для разнообразия могут использоваться напевные вставки, например, в припевах. Сейчас распространённым приёмом является читка текста на нескольких нотах.

Весь рэп состоит из двух одинаково важных частей: бита и рифмованного текста. Первые рэперы брали старые фанк (или диско) записи, вырезали оттуда фрагменты, где звучат только барабаны (иногда с басом), и из нарезанных кусочков создавали закольцованную ритмическую основу для своих треков. Чтобы дополнить получившийся брейкбит мелодией, басом и звуковыми эффектами, использовали всё тот же сэмплинг, то есть технику вырезания звуков из уже существующих записей.

Мелодия в рэпе есть не всегда: чаще вместо неё имеется одна запоминающаяся и простая музыкальная фраза. Тем не менее, эта составляющая очень важна, ведь именно с ней слушатели будут ассоциировать запомнившиеся строчки.

Как вы уже понимаете, всё выше описанное совершенно не требует ни композиторского мастерства, ни знания музыкальной грамоты, ни умения играть на музыкальных инструментах или петь. Само собой, в музыкальном отношении рэп достаточно примитивен. И это первая причина, по которой я его не люблю. При этом популярный трек может быть весьма сложным в техническом плане, и на поиск оригинального звучания, новаторских фишек, крутых сэмплов или эффектов будет потрачена уйма времени.

Перейдём к главному.

Главное — текст!

Как я уже написала, бит и рифмованный текст составляют 2 важнейшие части рэп-композиции. Бит, в отличие от текста, не несёт смысловой нагрузки и важен как музыкальный пульс. Это сердце композиции, с ударами которого мы входим или не входим в резонанс. У меня нет явных претензий к этой составляющей рэпа. Или лучше сказать, что бит может мне явно не понравиться, независимо от жанра композиции. А вот текст является второй и, пожалуй, самой важной причиной моей нелюбви к рэпу.

Сейчас мы вернёмся к уже упомянутому исследованию Яндекса. Вот самые часто используемые в русском рэпе слова (классификация по частям речи):

Кстати, мой канал могут ограничить в показах из-за этой публикации, ведь использование мата в Яндекс.Дзен запрещено, даже со звёздочками.
Кстати, мой канал могут ограничить в показах из-за этой публикации, ведь использование мата в Яндекс.Дзен запрещено, даже со звёздочками.

Красочно, не правда ли? Если вы не знали, блант — это косяк, самокрутка с травой.

Текста в рэпе очень много. Одна композиция может содержать в несколько раз больше слов, чем такая же по длительности, но написанная в другом жанре. Посмотрим теперь подробнее на самые популярные существительные:

Я полагаю, что зая и киса не обозначают животных как таковых, а являются, скорее, способами обращения персонажа песни к собственной пассии. Вероятно, другие названия животных тоже чаще используется в переносном значении.
Я полагаю, что зая и киса не обозначают животных как таковых, а являются, скорее, способами обращения персонажа песни к собственной пассии. Вероятно, другие названия животных тоже чаще используется в переносном значении.

О чём могут быть такие песни, я уже упоминала. Да и каждый из нас, даже если не любит рэп, вынужден время от времени слышать эту музыку, ведь мы живём не в вакууме. Мне, например, доводится слышать, как компании старшеклассников хором декламируют под окнами стихи из популярных рэп-композиций. Так я несколько месяцев назад узнала о рэп-драме на тему «ты засадишь ей в очко, а она тебя — в СИЗО», посвящённой, как я поняла, Диане Шурыгиной...

Такое ощущение, что примитивность — это вообще самое главное, что есть в рэпе. Как вы думаете, какие ценности и взгляды распространяются в этих текстах? Какие отношения в них демонстрируются? И зачем это всё выражать в такой форме? Чем вообще наполняет эта музыка, помогает ли она жить или, может быть, даёт ощущение, что тебя хоть кто-то понимает? И если она помогает кому-то жить, то что на самом деле творится в жизнях этих людей?

Конечно, есть более «безобидные» треки, в которых, например, не используется мат, а иногда встречаются и такие, в которых поётся о чём-то философском, но чаще всего здесь мы встречаемся с жанровой гранью, отделяющей «тру-рэп» от поп-рэпа, трип-хопа или ещё чего-нибудь.

Что у них во рту?

Третьей причиной, по которой я не люблю рэп (и вообще многое из современной музыки), является очень специфическая манера исполнения, которая вызывает именно такой вопрос. Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров (осторожно: в первой песне мат):

Оба трека выпущены в 2018 году, и, справедливости ради, отмечу, что тенденция петь с-непонятно-чем-во-рту стала модной лишь в последнее время. В 90-х этого явления вроде бы совсем не наблюдалось. Учитывая, что в рэпе изначально был важен текст, хорошая дикция кажется чем-то само собой разумеющимся. Теперь же форма и запоминающиеся фишки всё больше берут верх над содержанием. Часть этого своеобразного звучания голосов достигается искусственным путём, то есть благодаря труду саунд-продюсеров и работе технических средств.

Несомненным плюсом этой манеры исполнения является то, что текст становится менее понятным, и вы просто не обращаете внимания на то, какую хрень только что услышали.

Напоследок

Бытует мнение, что рэп нравится только подросткам, а потом они из этого «вырастают». Возможно, это так. Я порылась в собственных воспоминаниях и поняла, что рэп мне не нравился никогда. Максимально близким к рэпу из того, что я когда-либо слушала по собственной инициативе, можно назвать альбом Дельфина «Глубина резкости», который жанрово определяется как рэп-рок и трип-хоп.

Полагаю, теперь вопрос о том, почему я не люблю рэп, можно считать закрытым. Добро пожаловать на канал «Советский песенник» ;)

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хип-хоп_(музыкальный_жанр)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_хип-хоп

https://www.musicmap.info/#