Мой опыт работы в ритейле.
Как вы понимаете, отдел персонала в любой организации - это кладезь всех сводов и правил компании, ее внутренняя кухня. Именно отдел персонала знает, почему и каких людей нанимают, за что и как «заказывают» уволить, кому суждено сделать карьеру, а кому нет, и, конечно, какие зарплаты и за что начисляются.
Если вы до сих пор думаете, что отдел персонала, это только девочки «на входе», а-ля вахтеры, которые пропускают или не пропускают в компанию, или кадровики - перебиратели бумаг, - то вы иногда не далеки от истины, но не всегда.
Ритейл самая доступная сфера в плане трудоустройства. Наибольшее количество занятого населения трудится в сфере ритейла. Люди будут всегда хотеть есть, всегда будут требоваться товары первой необходимости, следовательно, всегда будет розничная торговля.
Кроме того, модель «купи-продай» всегда проще, чем «создай что-то новое».
Когда в регионах не открываются новые предприятия, инвестиционная политика хромает, то ищущему работу проще устроиться в ритейл.
Благо, сетевых магазинов в изобилии.
Кого берут в сетевую розницу?
1. Линейный персонал, рабочий базовый персонал магазинов...каждая сеть относит «продавцов» и «грузчиков» к своей категории. Но суть ясна. Чтобы устроиться в эту категорию, нужно не иметь судимости, просроченных кредитов, желательно быть до 45 лет, быть реально готовым к тому, что в зале и подсобке придется делать ВСЁ. Нет грузчика - продавец участвует в разгрузке, нет уборщицы - опять же продавец убирает в зале, он же сидит и на кассе, и раскладывает товар по планограммам, и следит за сроками.
За все это платится почасовая оплата труда и премия, которая зависит от результатов всего магазина: просрочка, план продаж, качество личной работы.
График работы: как бы сменный. Но если кто-то не вышел, выдергивают других с выходных. Приходить надо на 0,5-1 час раньше. На такое же время задерживаться. В трудовом договоре, естественно, это не прописано. Это прописано в так называемых внутренних стандартах. Которые, конечно, являются нарушением трудового законодательства. Но как только вы начнете возмущаться, премия за качество вашей личной работы начнет снижаться.
Есть добросовестные работодатели - они оплачивают медицинскую книжку. А есть те, кто либо вообще не оплачивают медкнижку, либо удерживают ее стоимость в случае увольнения в течение года с момента трудоустройства. Вы можете даже об этом не знать, просто получите расчет при увольнении согласно отработанным часам.
2. Администрация магазинов. Товароведы, заместители директора, директора магазинов. На эти должности берут либо внутренних кандидатов - бывших продавцов и грузчиков, либо внешних - с опытом работы в торговле. Но часто предпочитают брать с не большим опытом - которых не сложно переобучить. Вы должны назвать на собеседовании ваши варианты борьбы с потерями в магазине, варианты выполнения плана. Упаси вас Господь, сказать, что главная причина потерь в магазине - воровство клиентов. Attention! Интервьюеры хотят слышать, что проблема в воровстве коллектива и не отслеживание сроков. От этого и отталкивайтесь.
Если вы - кабинетный работник, вас не возьмут на эти должности в магазин. Вы будете должны и присесть на кассу, в случае чего, и разгрузить с подчиненными машину, и пересчитать кассу, и еще постоянно читать в почте новые стандарты и планограммы, обновлять ценники, планировать график выхода сотрудников, чтобы у тех не было недоработок или переработок, каждый день пересчитывать определенную группу товаров, отчитываться по всему, что придет в голову руководству. Надо будет, и листовки пойдете раздавать на улице, зазывать в свой магазин - продажи надо ведь как-то выполнять.
Вас не возьмут, если у вас юридическое образование и/или супруг (а) трудятся в правоохранительных органах. Потому что ваша осведомленность в правовых вопросах - большие риски для руководителей.
Зарплата у вас либо почасовая с премией (показатели почти такие же как у продавцов), либо минимальный оклад по МРОТ плюс премия.
Если какой-то покупатель пожалуется на ваш магазин на горячую линию, вы лишаетесь премии, в отношении вас - служебная проверка, дисциплинарное взыскание. Поэтому вы будете ненавидеть всех недовольных бабулек.
При увольнении вы скорее всего получите только оклад по МРОТ.
Над вами в иерархии стоит супервайзер, далее начальник отдела продаж, заместитель директора филиала по продажам, директор филиала, выше уже идут товарищи уровня Регион.
3. Чаще всего вы будете встречаться с супервайзерами и начальниками отдела продаж. Как вы понимаете, на эти должности редко назначают внешних кандидатов, поэтому это, как правило, бывшие сотрудники магазинов, которые просто выполняли планы и не пререкались вышестоящим, перерабатывали, подменяли, демонстративно любили компанию. Ни слова про управленческие навыки не упомянула, потому что редко встретите управленцев в хорошем смысле этого слова.
Супервайзеры и начальники отделов продаж появляются в магазине с поверками, тыкают пальцем в недочеты, проверяют выполнение стандартов и пишут отчеты о визитах. Но им еще нужны преемники и кадровый резерв филиала собирать. Поэтому кого-то будут насильно записывать во всякие такие активности. Им просто нужно выполнять свои показатели.
Они могут часто меняться и, привыкнув к одним требованиям, вы не успеете оглянуться, как вам поставят других «наблюдающих». Вас тоже больше нескольких лет на одном магазине держать не будут. Это делается, чтобы сотрудник не засиживался, «помогал развивать новые или убыточные магазины», не заворовался.
Карьерный рост возможен, при условии выполнения показателей и безвыходности. Под безвыходностью понимают наличие обязательств в виде кредитов, ипотеки, семьи и прочего, потому что больше нескольких лет мало кто по собственному желанию выдерживает эту «мясорубку».
Продолжение про з/п администрации, офисных сотрудников и руководство в следующей статье.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Нас пока мало, но мы - в тельняшках ;)