С момента рождения ребенка взрослые побуждают его к общению. Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Ребенок различными способами привлекает внимание взрослых еще до того, как начнет говорить. Двухмесячный ребенок улыбается в ответ на ласковое слово и улыбку взрослого. Улыбка - это жест, коммуникативный стимул. Двух-, трехмесячный ребенок иногда без видимых причин начинает капризничать и успокаивается только тогда, когда с ней заговорят. Общение со взрослыми уже в таком возрасте является одним из главных условий психического развития ребенка. Потребность в общении создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Под конец второго месяца дети в ответ на обращенные к ним слова начинают агукать, а в возрасте пяти - шести месяцев у них возникает лепет. Первые слова ребенок обычно произносит примерно в один год. В полтора года дети произносят около 50 слов. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания