Найти тему
Филипп Богачев

Важные мелочи. Снова аналитика бизнес — процессов.

Однажды я встречался за чашкой чая с хорошим человечком, которому важен был мой взгляд на жизнь и бизнес – как внешнего супервизора, наверно. У нас забавная связка получилась – чистый мечтатель с реалистом-критиком в одном лице.

Вопрос был в том, чтобы посмотреть на задачку и попробовать найти решение. Итак, задачка: Есть помещение в центре Москвы, у Павелецкого вокзала допустим. Площадь – аж триста квадратов, небольшая сцена, хороший ремонт.

Женщина хотела сделать в этом помещении образовательный центр для проведения вечерних семинаров на двести-триста человек. Я задал единственный вопрос, после которого идея был похоронена. Вопрос был такой: а сколько посадочных мест в туалете? Всего два.

Давайте представим, что в зале триста человек – так просто по статистике сотня захочет отлить до вечернего мероприятия, сотня – после, еще человек пятьдесят будут бегать иногда туда-сюда, в зависимости от количества выпитого кофе.

На нашей базе шесть «посадочных мест», и когда у нас идут семинары в двух залах (человек по пятьдесят-шестьдесят), мы, как тренера, разносим пиковую нагрузку. Например, один семинар стартует в десять утра, другой в одиннадцать. Мы ходим в гости друг к другу, чтобы кофебрейки разнести хотя бы на полчаса, и полевые на полчаса или час. Можно этого не делать, но тогда кофебрейки будут пролетать стоя и очень быстро – никакого отдыха.

Да, второй мой вопрос был на ту же тему – можно ли поставить еще пять кресел для медитаций, а лучше десять? – нельзя. Значит, не судьба тут делать тренинги.

  • * *

Очень похожий случай на простые вопросы из жизненного опыта был тоже с одной знакомой девочкой, которая решила сдавать в прокат Шевроле Камаро. Я случайно увидел объявление у нее в анкете социальной сети, и немедленно позвонил с вопросами о всяком-разном.

Концепция была такая: сдавать в аренду камару на четыре или восемь часов, с залогом, скажем в пятьдесят тысяч. Стоимость аренды тут вообще роли не играла.

Я задал несколько вопросов:

— Учитываете ли вы, что на арендованной машине, особенно такого класса, будут вваливать под камерами, превышая скорость и разметку? Кто будет оплачивать штрафы и как вы будете взыскивать деньги после возврата залога? Вероятность прихода писем счастья регулярно и через месяц – сто процентов. А проехав по Андропова, например, ты собираешь восемь камер по три тысячи.

— Вы понимаете, что школота будет вваливать на машине на все деньги, что быстро убьет резину и коробку – а это не дешево?

— Какая у вас страховка? На кого оформлена? (страховка оформлена на владельца машины, и по статистике ее будут бить активнее, чем свою).

— Что вы будете делать, когда машину возьмет в прокат нарик и продаст на запчасти? Особенно, когда взыскать с него ничего нельзя?

Да, после поиска ответов на эти вопросы проект был признан нерентабельным.

  • * *

И еще один пример, попроще и более земной, что ли. Один мой студент пришел ко мне на консультацию с идеей открыть в небольшом подмосковном городе салон красоты. Бюджет у него был тысяч триста – триста пятьдесят, и бизнес-план, на первый взгляд, был хорош.

Была посчитана площадь помещения, расходы на зарплату и стратегия поиска персонала – все разумно и, на первый взгляд, хорошо и качественно. После нескольких моих вопросов проект ушел на переработку и со второй попытки стал работоспособным. Вот эти вопросы:

— У вас, разумеется, будет туалет. Сколько воды тратится в туалете и мойках головы в месяц при просчитанной проходимости людей?

— В площади, которую вы посчитали, нет предбанника – а люди очень не любят, когда зимой в минус двадцать им по ногам фигачит сквозняк от открытой двери. Надо прибавить пять-семь метров.

— У вас будет тепловая завеса зимой, кондиционеры летом? Какой мощности каждый, есть ли мощность с двойным запасом? При холодах и жаре, сколько стоит электричество в течении месяца? Сколько стоит установка и покупка хорошего промышленного кондиционера? Тепловой завесы?

— Если вы планируете угощать чаем и кофе своих посетителей, вы посчитали себестоимость двух чашек напитка на каждого и включили это в себестоимость? А если есть чай и кофе, может быть, печеньки имеет смысл поставить?

— Чем именно вы радикально отличаетесь от соседей – в смысле других салонов красоты в годе? Если ли у вас детская игровая комната, например? Или какой другой убийственный аргумент явиться именно к вам?

— Кто будет покупать всякие там лаки, ножницы и прочее – вы или сотрудники? Вы знаете, сколько стоит купить полную линейку лаков OPI, к примеру? Сколько стоит купить по две единицы профессиональных упаковок шампуней, кондиционеров, лаков и так далее?

И несколько похожих вопросов. Когда все это почитали, ушли от радужных перспектив к реальным – да, доходность по плану была тридцать пять годовых, по факту – тридцать. Без этого плана был бы очередной убыточный салон, рожденный в агонии, и проживших год в искусственной коме до самой смерти.

Чем более тщательно вы все просчитаете, тем больше есть вероятность, что цифры совпадут с реальностью. И помните, что даже у строителей в смету закладывают двенадцать процентов на всякую фигню.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> Филипп Богачев