По словам главы Ростеха, Сергея Чемезова, в 2019 году будет запущен в серийное производство российский узкофюзеляжный пассажирский лайнер МС-21, но до конца 2018 года осталось всего-то чуть более полтора месяца, а сертификационный процесс лишь в начале пути. Эксперт по рынку авиаперевозок Андрей Крамаренко предполагает, возможно, серийные поставки и начнутся в срок, но то, что проект просто имиджевый уже не вызывает никаких сомнений.
Компания «Иркут» ранее, кроме военных самолётов истребителей ничего не производила и ей трудно рассчитать расходы на поддержание лётной годности. Авиакомпании лишь только после эксплуатации могут понять сколько стоит обслуживание, каков расход топлива и какая будет готовность к вылету, эта машина – чёрный ящик и нужна государству лишь для поддержания производства и создания рабочих мест, денег этот проект никогда не принесёт – считает А. Крамаренко.
А вот член комиссии при президенте РФ по вопросам авиации, заслуженный пилот России Юрий Сытник настроен более категорично. Он говорит – что после снятия Погосяна, его люди по-прежнему находятся в ОАК и продолжают тянуть деньги из бюджета и что в России уже имеется такой самолёт – это Ту-204СМ, дешёвая в производстве и доведённая до ума машина, имеющая уже все международные и российские сертификаты. Но это беда для чиновников, здесь невозможно отсасывать деньги, поскольку это уже готовый самолёт.
В настоящий момент после проверки Счётной палатой проекта МС-21 выяснилось, что расходы на его создание казались выше в 2.3 раза, а сроки отодвинулись на три года, при этом разработка версии МС-21-400 отложена до лучших времён. Конечно, известно в какие годы запускался этот проект и какие сложности пришлось преодолеть, здесь сказалась и инфляция, и скачок курса доллара по отношению к рублю, и санкции против российских организаций и компаний.
Но то, что на создание проекта уже затрачено более 158 млрд рублей, а его стоимость до 2025 года вырастет до 437 млрд говорит о применении чиновниками коррупционных схем для вывода и хищения денежных средств. Очевидно, давно уже надо проверить ответственных чиновников из верхушки авиационной отрасли и сделать соответствующие выводы с привлечением к уголовной ответственности.
Аудитор Счётной палаты Сергей Агапцов по результатам проверки сказал следующее:
«В сложившейся ситуации мы видим риски, что в очередной раз сроки выполнения работ и начало продаж самолёта придётся сдвигать. Мы рекомендовали бы ОАК сосредоточиться на анализе вероятных рисков и их минимизации, а также на принятии своевременных корректирующих мер по итогам анализа плановых и фактических затрат, чтобы избежать затягивания проекта».
Между тем продолжаются лётные и сертификационные испытания МС-21, во второй половине октября были проведены статические испытания на прочность конструкции планёра при посадке.
Ведь в этом случае на воздушное судно действуют не только инерционные силы от общего веса самолёта, но и аэродинамические силы и реактивные нагрузки от ВПП. Эти испытания лайнер выдержал, следующие тесты будут на кручение фюзеляжа, которое может возникнуть при выполнении маневра под воздействием непрерывной турбулентности. Сейчас сертификационные испытания проходят и на втором лётном образце МС-21.