Даже ученые признают, что удачная покупка способна быстро вывести человека из депрессии, особенно, если этот человек – женщина.
Однако депрессия может вернуться с удвоенной силой, если ожидания от покупки не оправдались – в частности, товар оказался некачественным. Конечно, с точки зрения закона, у потребителя в этом плане проблем быть не должно: ему предоставлен широкий круг возможностей для защиты своих интересов.
Но неверно полагать, что при продаже некачественного товара потребитель прав в любом случае. Практика Верховного суда показывает, что далеко не всегда требования гражданина подлежат удовлетворению – даже если товар действительно некачественный.
А причиной тому становятся ошибки, допущенные потребителем при реализации своих прав. Приведу два показательных примера из последнего Обзора практики Верховного суда по делам о защите право потребителей:
1. Гражданин приобрел новый смартфон, в котором вскоре перестала работать фотокамера
По закону технически сложный товар (к которым относится в т.ч. и смартфон) можно вернуть продавцу, если в течение 15-ти дней после передачи потребителю в нем обнаружились недостатки.
При этом не имеет значения, насколько они существенны: никаких оговорок на этот счет в законе нет. Гражданин приобрел новый телефон, а через пять дней после покупки в телефоне перестала работать камера.
Он обратился с письменной претензией к продавцу, потребовав вернуть деньги за телефон. В ответ продавец предложил предоставить смартфон для экспертизы – чтобы установить причину поломки.
Но покупатель сам обратился в независимую экспертную организацию, которая официально подтвердила, что действительно в телефоне есть дефект камеры.
С этим заключением он отправился в суд, потребовав от продавца вернуть деньги за телефон. Суды двух инстанций требования удовлетворили, однако Верховный суд неожиданно встал на сторону продавца.
Дело в том, что по закону продавец или импортер товара обязан принять товар от потребителя, если есть претензия по качеству, и провести экспертизу за свой счет.
Потребителю предоставлено право присутствовать при проведении экспертизы и обжаловать заключение, если он не согласен с ним. Отказ покупателя предоставить товар продавцу для проверки нарушил право последнего установить причину возникновения недостатка.
Как известно, продавец освобождается от ответственности, если докажет, что в течение гарантийного срока поломка произошла по вине покупателя, третьих лиц или непреодолимой силы.
Поэтому в данном случае потребитель не исполнил свою обязанность предоставить товар для экспертизы, в связи с чем требования его были признаны не подлежащими удовлетворению.
2. Гражданин приобрел автомобиль, а по истечении гарантийного срока в нем обнаружились недостатки
Продавец установил на автомобиль гарантийный срок – 24 месяца. Через пять лет выяснилось, что автомобиль перекрашивался, о чем продавец умолчал при оформлении покупки.
Гражданин обратился в суд с требованием вернуть деньги за автомобиль, т.к. недостаток является существенным. Суды согласились с его требованиями, однако Верховный суд снова повернул практику вспять.
Он указал, что по истечении гарантийного срока все претензии, связанные с качеством товара, можно предъявлять только к его изготовителю или импортеру.
При этом следует доказать существенный характер выявленного недостатка и то, что он возник не по вине потребителя. Продавец же отвечает за недостатки товара только в рамках установленного гарантийного срока.
Поэтому в удовлетворении иска, предъявленного к продавцу, было отказано (следовало обращаться к предприятию-изготовителю).
Наслаждайтесь покупками и не допускайте досадных ошибок при защите своих прав!