«Страсти по Пиковой даме» впервые были сыграны в Сочи, на Зимнем форуме искусств этого года, потом повторены в Ярославле, на сцене знаменитого Театра имени Федора Волкова. И вот добрались до столицы, освоив пространство нового московского зала.
Режиссер Павел Сафонов представил историю как своеобразную мистическую дуэль между загадочным графом Сен-Жерменом и молодой графиней Анной Томской. Они встретились в Париже времен маркизы Помпадур. Он открыл ей тайну трех карт, а она стала его любовницей. Через много лет им суждена еще одна встреча, теперь уже в Петербурге, когда на пороге смерти графине явился «тот третий, кто страстно любя». То ли полусумасшедший игрок Герман, то ли реинкарнация старого алхимика времен ее юности? Или, может быть, это вообще ей привиделось — и тогда, и сейчас?
Огромная, монументальная и торжественная лестница вздымается от оркестровой ямы к колосникам. Над ней сверкает роскошная версальская люстра — парадная и давящая. Высокий и сильный, закутанный в черное, словно монах, Сен-Жермен (Сергей Епишев) — загадочный и властный манипулятор, он тонко разыгрывает перед молоденькой графинюшкой (Надежда Михалкова) мистический ребус, завлекая ее в свои сети. Но при всей власти над ней — он сам оказывается очарован северной красотой этой непонятной русской аристократки.
Большим подарком для московских меломанов стала возможность вновь услышать в партии Графини прославленную мариинскую легенду Ирину Богачеву. Это было настоящее чудо. По паспорту народная артистка СССР уже почти сравнялась возрастом со своей героиней, но отнюдь не по звучанию и не по внешнему виду. Величественная и яркая Богачева пела просто феерично — уверенно, сильно, без заметных дефектов. Что касается образа, актерской харизмы, то они были явлены во всем блеске — это был выразительный, живой, настоящий театр. Царственная графиня, несмотря на скромность музыкального материала, дарованного ей Чайковским, становится в исполнении Богачевой настоящим центром оперных фрагментов спектакля, полностью оправдывая название на афише.
Оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» выступил чутким аккомпаниатором, а дирижер выстраивал с певцами отличный баланс, нигде их не заглушая. В то же время точность вступлений и стройность оркестровой игры в иные моменты оставляли желать лучшего, для гипертрофированно театрального действа, быть может, эти заусенцы не так уж и существенны, однако если бы речь шла о полноценном концертном исполнении всей оперы, таковые были бы весьма огорчительны.
5 ноября 2018 г., "Культура"