Несколько публикаций назад я говорил, что всегда, даже наедине с собой, работу с заказчиком называю только Сотрудничеством. Потому что это слово уважения - и его достойны обе стороны:
Вот об уважении 2 сегодняшние истории.
- Это то, что часто остаётся за кадром.
- Это то, что многие специалисты держат в себе, стесняясь сказать заказчику.
История 1 - как общаться с заказчиком, чтобы он заплатил?
22 декабря. Для кого-то это сумасшедшие дни: приводят в порядок дела, сдают отчёты, судорожно впихивают оставшиеся деньги из рекламного бюджета.
А для кого-то - затишье, потому что клиентам сейчас не до тебя - они приводят в порядок дела, сдают отчёты и судорожно… ну, вы поняли.
Так было с одним копирайтером и наступающий Новый Год его не особо радовал, потому что он смотрел на банковскую выписку и прикидывал, что начало января пустым же будет.
И тут пишет постоянный, хороший клиент, с которым уже пуд соли съели - мол, так и так, давайте до конца года несколько текстов напишем?
Копирайтер радостно выныривает из почти накатившей депрессии, с головой уходит в работу, 27 декабря отправляет готовые тексты постоянному (!!!) клиенту…
- Спасибо, после Нового Года посмотрю
Да.... деталь такая - предоплаты клиент не делал - ну вот так повелось именно с ним, что платил по факту. И прождал копирайтер… до 5 числа.
Работу выполнил 27-го, а деньги получил 5-го!
И да - мы тут об уважении взаимном.
История 2 - как общаться с заказчиком, чтобы не ждать вечность?
Опять клиент, опять свой в доску - знакомый даже.
Нужен маркетинг, и вот если бы побыстрее, а то страница не конвертирует, а в бизнесе подступает сезон…
Задача интересная, планы большие - специалист впрягается в работу.
А клиент… Откликается на этот порыв!!! На все вопросы - почти мгновенный ответ. Золото, а не заказчик!
И вот доходит дело до готовой работы. Маркетолог отправляет материал, видит в Фейсбуке, что заказчик его увидел, а ответа нет. День, второй… нет.
Через неделю неожиданно отвечает: “Вот момент и тут нестыковочка - исправите?”
Дык, исправлю, ясен корень - только этого и жду!
Исправляет, отправляет… Тишина. Только теперь уже и по прошествии недели на связь никто не выходит.
И он не кинул, нет - он ответит. Когда ЕМУ это будет удобно.
А то, что специалист не взял с него предоплату как со своего, то, что он выполнил работу и рассчитывал на эти деньги - плевать.
Здесь каждый сам за себя - это надо высечь на лбу.
Но об уважении не забывать.
Рекомендации фрилансера с 7-летним опытом по общению с заказчиками:
1. Предоплата. Всегда. Со всех. Хотя бы 50%. Исключения можно делать… Ни для кого!
2. Какое-то решение другой стороны причиняет вам дискомфорт? Пишите сразу. Почему мне должно быть стыдно написать: “Простите, но я ведь сделал свою работу, вы же говорили, что она нужна была в этом году и я рассчитывал на гонорар до Нового Года”, а им не стыдно динамить меня до 5 числа и вернуться к вопросу, когда ИМ удобно.
3. Не ждите, пока заказчик напишет вам с вопросом. Пишите первым, если есть замечание или уточнение, или пожелание.
4. Помните, что проект всегда занимает больше времени, чем вы планировали.
5. Не решайте за клиента. Ошибётесь. Чаще всего мы тупим при объявлении цены - это для них дорого, сделаю скидку. Твоё мнение вообще кто-то спрашивал? Ты не думай за других! Они-то на скидку согласятся, просто потом не удивляйся, когда узнаешь, что другим специалистам платят в 2 раза больше.
6. Не переходите с заказчиком на “ты”. Это сближает и он потом расслабляется в отношениях с вами, а вам уже неудобно высказывать.
Прочитайте свежую историю: