Строительная деятельность вновь ожила в XVI и особенно в XVII столетии. Этот последний период древнегрузинской архитектуры представлен многочисленными памятниками самого различного характера. Сравнительно лучше сохранились и сооружения некультового значения, прежде всего целые феодальные ансамбли, включающие, кроме церквей, жилые и хозяйственные помещения, крепостные башни, ограды и т. д., затем — каравансараи, бани, мосты. К этому же периоду относится большинство колоколен (впервые появившихся в XIII веке).
Таким образом, не только дворцы и каравансараи, не только бани и башни, но и церкви, сохранявшие веками вырабатывавшуюся форму, облачились в не свойственное им прежде одеяние. Конечно, общий художественный уровень стал несколько ниже, и таких блестящих произведений, как Джвари и Цроми, храм Баграта или Питарети, грузинская архитектура уже не создавала, но и в поздних памятниках есть интересные достижения.
Характерным памятником XVI века является кирпичная колокольня Ниноцминдского храма, представляющая собой высокую четырехъярусную башню. Первые три яруса заключены в четырехугольник внешних стен, четвертый же, собственно звонница, выстроен в виде сквозного, восьмиарочного балдахина. В нижних ярусах расположены жилые помещения со множеством стенных ниш, с узкими щелями окон и с лестницей, устроенной в толще стены. Фасад колокольни старательно разработан ромбами, углублениями в виде стрельчатых арок, крестами в полях этих углублений и т. д. Все эти элементы распределены строго симметрично.
Ниноцминдская колокольня, так же как и другие колокольни, по характеру своему довольно близка к крепостным жилым башням феодалов, что вполне естественно для эпохи, полной бесконечных междоусобиц и иноземных нашествий. Во время частых опустошительных набегов населению приходилось укрываться не только в крепостях и башнях, но и в церковных оградах и колокольнях; крепостью служила в позднейшее время и Ниноцминдская колокольня, на которой, между прочим, находилась пушка XVIII века.
Характерный ансамбль позднефеодальной эпохи (XVI — XVIII веков) сохранился на окраине селения Ананури (Душетский район), над Военно-Грузинской дорогой, у слияния Белой Арагви с ее правым притоком Ведзат-Хеви. Это — цитадель арагвских эриставов, некогда крупнейших феодалов древней Грузии. В большую ограду крепости, расположенной на склоне горы, встроены многоярусные жилые башни, круглые и четырехугольные. Главная из них, западная, состоит из семи этажей. Внутри ограды две церкви — малая купольная, выстроенная из кирпича и бутового камня, и большая, тоже купольная, облицованная тесаным камнем (датирована 1689 годом). У западной стены большой церкви стоит высокая башня с пирамидальным покрытием, типа хевсурских башен. На восток от церкви—небольшая, однонефная капелла с надстроенным киоском колокольни.
Главное здание этого комплекса — большая церковь, по плану — обычного типа, с двумя свободно стоящими подкупольными устоями (остальные два слиты со стенами абсиды). Стены богато украшены большими орнаментированными крестами, наличниками, а также стилизованными изображениями растений и животных. Исполнение декора вполне добросовестное и в техническом отношении стоит на высоком уровне, но в смысле художественном эти украшения фасадов оставляют неприятное впечатление: они перегружены, грубоваты, на них лежит печать ремесленности и претенциозности.
Ананурские постройки сравнительно хорошо сохранились, хотя они не раз подвергались нападениям, а в первой половине XVIII века (1739) были страшно разорены ксанским эриставом Шанше. Большая башня была сожжена, церкви разграблены, иконы разбиты, фрески попорчены.