Сегодня Кидекша - это небольшое село в Суздальском Ополье (пространстве, пригодном для земледелья), всего в двух километрах от Суздаля. Это очень известное место среди историков и архитекторов, но многие туристы по пути в Суздаль Кидекшу пропускают. А зря: она во многом определила дальнейшую русскую историю и архитектуру.
Изначально Кидекша – это финно-угорское (мерянское) название местной речки, смысл которого выводят из современного марийского языка: каменная речка, каменный залив. Это название сохранилось в русской кальке – названии речки Каменки, на которой стоит Суздаль. В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего городища, построенного на месте селения финно-угорского племени меря.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому часто строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Видимо, отчасти этими же причинами (боязнью бояр и народа) вызваны переносы столицы. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Кроме того, крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагалась у слияния рек Кидекши и Нерли. Аналогично Боголюбово, где располагалась резиденция сына Юрия Долгорукого – Андрея Боголюбского, контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни.
В Кидекше поныне можно увидеть придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия). Храм назван в честь почитающихся как святые братьев Бориса и Глеба, которые якобы встретились здесь. Борис и Глеб – это также имена сыновей Юрия Долгорукого. Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др. Церковь в Кидекше относится к числу первых в Залесской Руси образцов белокаменного зодчества, или русской романики, то есть русского аналога западноевропейской романской архитектуры и скульптуры, предшествовавших готике.
Откуда появилась русская романика? Еще известный историк Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Отсюда и присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира. Но культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже ранее. Так, в храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что ближайшим аналогом (или верней - прототипом) послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне.
Дело в том, что родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) была выдана замуж в 1086 году за Генриха фон Штаде (маркграф Саксонской Северной марки), а после его смерти – в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества была коронована в Кельне. Правда, из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря нынешним языком, он был свингером) Евпраксия (на западе она приняла имя Адельгейда, или Аделаида) в 1093 году бежала в Ватикан к папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней. Самого Юрия Долгорукого некоторые подозревали в том, что он наполовину был если не немцем, то англосаксом: первой женой Владимира Мономаха была Гита Уэссекская. Но потом историки решили, что все же его матерью была вторая (русская) жена Мономаха – Ефимия. В любом случае, по всем выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу.
Белый известняк для строительства добывали в каменоломнях к юго-востоку от современной Москвы, в тогдашних землях вятичей. Это был очень затратный способ строительства даже в сравнении с кирпичным или каменно-кирпичным. Отец и сын, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, делали это сознательно, чтобы подчеркнуть имперский статус своего княжества по аналогии с Германской империей, которая бросила вызов самим папам римским. Такие романские элементы построек Долгорукого и Боголюбского, как аркатурный декор, башнеобразные пропорции построек, перспективные порталы, лестничные башни и пр., встречаются в Софии Киевской и Новгородской, в Смоленске и др. Но здесь они посвящены не духовной, а имперской идее.
Больше того, загородные резиденции русских князей имеют полный аналог в немецкой истории: в германских землях они называются пфальцами (это слово, как и русское палаты, происходит от латинского palatium – дворец). С.В. Заграевский считает, что резиденция Андрея Боголюбского в Боголюбово была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что тот же прототип имелся в виду при возведении резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше. Еще один интересный пример – замок (пфальц) Фридриха Барбароссы, он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (в пределах современного Дюссельдорфа).
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так как вначале он был действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Как известно, Юрий Долгорукий, правивший отдаленными залесскими землями, но имевший имперские амбиции, все же добился великокняжеского – киевского престола. Но в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты. Андрей Боголюбский разгромил Киев в 1169 году, но также был убит в 1174-м в своем пфальце в Боголюбове. Традиционно считается, что ему отомстили за отца Кучковичи – сыновья боярина Кучки, у которого Юрий Долгорукий отобрал земли, чтобы основать на них Москву. Но вполне возможно, что в убийстве участвовали члены свиты самого Андрея. Так начиналась история Московского княжества, а в отдаленной перспективе - и всей России.