Речь в первую очередь о «гражданском» применении этой машины. Хотя военные тоже наткнулись на это обстоятельство. Причем первый раз в Афганистане, а второй в Чечне. И это только наши военные, подпиндосники тоже не миновали этого в Ираке. Поэтому до моды на «тяжелые» БМПТ были разговоры про появление БМП на базе МТ-Лб.
На этом оставим военных и перейдем к МТ-ЛбУ(В) как типично гражданской машине. Прежде всего отметим, что машины с таким названием не существует. Конкретнее, есть МТ-ЛбУ, а вот «(В)» в документах нету. Эта надпись означает установку на машину т.н. «широкой» (560мм) гусеницы. Такая гусеница устанавливается только на МТ-Лб. На МТ-ЛбУ устанавливаются два типа гусениц, но оба шириной 350мм. Мало того, когда завод-изготовитель разрабатывал «гражданскую» модель ХТЗ-10НК под гусеницу именно 560мм, он сократил длину машины на 1 каток, до 6ти. Т.о. «по документам» гусеница 560мм может работать только на 6ти катковой ходовой части МТ-Лб. Но вот ведь незадача, «на гражданке» предпочитают именно 560мм гусеницу ставить именно на МТ-ЛбУ. Поэтому и появляется смысл в названии МТ-ЛбУ(В). В основном это обусловлено удельным давлением машины на грунт. Груженая машина массой 14т, т.е. без «перегруза» имеет удельное давление 0,28 кг/кв.см на гусенице 560мм. А вот на гусенице 350мм удельное давление составляет 0,45 кг/кв.см. Рынок голосует за удельное давление 0,3 и ниже )))).
Далее. Многочисленные гражданские модификации этой машины показали, что можно отрезать и выкинуть все военные «прибамбасы» кроме двигателя, трансмиссии, ходовой системы и прочности корпуса. Вот последний в этом ряду, т.е. корпус, можно ослабить спилив всю ненужную «броню», но потом обязательно нарастить всякими разными усилениями до прочности оригинального корпуса, а по возможности и выше.
Итак, что остается ценного в машине? Почему МТ-ЛбУ(В) лучший тягач «всех времен и народов» в «гражданской» модификации?
Остается грузоподъемность машины 4,2т.
Остается двигатель ЯМЗ-238 с наддувом до 300 л.с., которая дает энергонасыщенность в 20 л.с. на тонну.
Остается трансмиссия с планетарным механизмом поворота и т.н. «параллельными потоками мощности».
Остается ходовая система с гусеницами 560мм, которая дает удельное давление менее 0,3 кг/кв.см.
Остается прочный корпус, котрый позволяет валить деревья в тайге без всяких мотопил и топоров.
Тут надо сказать, что есть машины на гражданке с подобными характеристиками.
ГАЗ-34039. Теоретически неплохое удельное давление в диапазоне 0,21-0,24 кг/кв.см. Энергонасыщенность 27 л.с./т. Но вот грузоподъемность «на плаву» 1,1т, совершенно ужасная развесовка с перетяжеленным передком и примитивная трансмиссия - явные минусы этой машины.
ГТ-Т. Есть спецы, которые знают, как грузить в эту машину 4т так, чтобы она не ломалась, но валить деревья в тайге, это явно не её ипостась. В модификации с ЯМЗ-238(240л.с.) с 7ми катковой ходовой, она более-менее. Особенно учитывая аналогичную МТ-Лб трансмиссию с планетарным механизмом поворота и т.н. «параллельными потоками мощности». Но вот «короткие» торсионы, а не как МТ-Лб-шные «от борта до борта», конечно никогда не позволят всерьез конкурировать этой машине с «лучшим тягачем всех времен и народов».
На мой взгляд по этим причинам МТ-ЛбУ(В) является «лучшим тягачем всех времен и народов».