Fantasy Battle всегда казалась мне весьма слабой вселенной в книжном плане. Как сеттинг для очередного варгейма — да, неплохо. Как родоначальник сороковника — тоже отлично. Как сборник заметно переработанных мифов европейских стран, но с брутальностью и неприкрытым насилием в сеттинге тёмного средневековья — почему бы и нет? Это неплохая вселенная с интересными находками, но её новеллизация оставляла и оставляет желать лучшего. Если сороковник заметно выделяется из всех сай-фай миров хотя бы за счёт необычного лора (Император и Примархи) и лаконично вплетённой в него магии, то FB этим похвастаться не может — в фэнтези-сеттинге было написано множество произведений (спасибо Толкиену, который породил эту волну), и оживали эти миры только за счёт одной лишь крепкой истории. Являясь интерпретацией стереотипов и штампов о фэнтези, FB заметно ограничивает простор для фантазии у авторов. Будучи ещё одной вселенной, FB приходится исхитрятся, чтобы наделить все образы достаточной глубиной. Какие-то произведения авторам Black Library давались чуть хуже, какие-то чуть лучше (и о них мы, думаю, ещё успеем поговорить). Однако сегодня наш разговор пойдёт не о совсем привычном FB, а о книге из серии Time of Legends — «Молотодержце», первой части трилогии Legend of Sigmar.
Зигмар — очень значимая фигура для Империи людей. Он тот, кто собственноручно эту Империю и выковал. Когда-то давно людские племена жили порознь и боролись не только с орками, хаосопоклонниками и зверолюдьми, но и друг с другом. Унберогены сражались с тевтонами, ютоны с эндалами, а азоборны с остготами. В какие-то моменты короли этих племён клялись в верности, а уже спустя несколько поколений эти клятвы забывались. Возможно, не будь орков у границ земель каждого из племён, не будь в топях вампиров, не будь в лесах зверолюдей, эти племена смогли бы развиваться, не соперничая друг с другом, и впоследствии каждое из них доросло бы до собственной, привычной нам государственности. Однако суровый мир диктовал свои правила, и люди раз за разом оказывались на пороге уничтожения. И однажды среди вождей объявился тот, кто заметил это, и осознал, что лишь в единении людей таится сила, что лишь тогда, когда племена перестанут ссориться, когда появится армия, готовая защищать всех людей от внешних угроз, лишь тогда человеческий род сможет возвыситься. И имя ему было Зигмар.
Первая и главная проблема «Молотодержца» состоит в том, что это именно легенда о Зигмаре. Если в «Ереси Хоруса», о которой я регулярно пишу, авторами создаётся ощущение протекания событий в реальном времени, то жизнеописание Зигмара этого начисто лишено. История, которая рассказывается, известна каждому. Её финал определён. У её героев нет и шанса на то, что события могут пойти в ином русле, нежели в том, которое определено ретроспективно. Повторюсь, это легенда, и эту легенду стоит воспринимать именно так и никак иначе. И именно это и ограничивает её восприятие — верить в происходящее можно лишь тогда, когда ты погружён в FB, и когда ты способен воспринимать написанное как сказку, находящуюся внутри другой сказки, выдуманной сценаристами из Games Workshop вселенной.
Очень легко представить, что томик «Молотодержца» возьмёт в руки нянька молодого лорда и начнёт читать ему на ночь. Очень легко представить, что эта книга была одобрена Церковью Зигмара и является настольной книгой каждого уважающего себя жреца. Очень легко представить, что именно эту историю будут рассказывать детям старики во время посиделок у костра. Очень легко представить, что на основе этой легенды на подмостках у бара будет разыграна «Пьеса о Зигмаре, Победителе Орков и Отце всех Людей». И очень-очень сложно представить, что кто-то, кто не знаком с FB и не является её ярым фанатом, будет с удовольствем читать «Молотодержца». То, что эта книга находится в нашем мире, а не в мире самой FB, — досадная ошибка, случайность, в результате которой артефакт одной из тысяч и тысяч альтернативных реальностей оказался в нашей.
Однако, если воспринимать «Молотодержца» сугубо как художественное произведение, очень сложно найти причину, по которой эту книгу стоит прочесть. Грэм Макнилл очень постарался, когда написал сцены сражений — они действительно выглядят неплохо и по сравнению со всем остальным их интересно читать. Но лишь потому, что «всё остальное» читать вообще неинтересно. Та самая предопределённость, которая позволяет классифицировать эту историю как «легенду», на нет сводит все попытки Грэма заинтриговать читателя. Время от времени в повествование врывается Ведьма Брокенвалша и сообщает героям о том, что с ними произойдёт через сотню-другую страниц. И, что самое ужасное, герои не предпринимают ни единой попытки уйти от своей судьбы и покорно с ней смиряются. Разве интересно следить за этими персонажами? Разве хочется им в чём-то сопереживать? Да нет же! Редакторы Black Library и боссы Games WorkshopТёмные Боги играются с нитями судеб людей и заранее прописывают все сюжетные твисты, а Макнилл покорно соглашается с их решениями и не даёт читателю ни грамма надежды на то, что в книге произойдет хоть что-то неожиданное.
Кроме этого, Макнилл уже во второй раз умудрился залажать и любовную линию: до этого он приторно и крайне стереотипно писал о двух влюблённых в книге «Стражи леса». На контрасте с довольно жестоким описанием сражений, раздавленными черепами и разрубленными напополам людьми, читать слащавые воркования Зигмара и его возлюбленной Равенны просто-напросто странно.
Однако в какие-то моменты мне всё же удавалось поверить, что я читаю некий фолиант, который рассказывает о жизни героя так, как это было бы удобно власть имущим жрецам и высшему сословию. В некоторые моменты ко мне приходило осознание того, что именно таким и видят Зигмара среднестатистические землепашцы, воины или аристократы. Но и тут Макнилл умудрялся допускать ошибки: использовать в тексте слова, которыми уж точно не могли изъясняться его персонажи. Правда, это лишь моя придирка, и вряд ли уж много кому будет резать глаз слово «матриархат», вылетевшее из уст Зигмара в отношении общества амазонок (они там называются не так, но не суть).
Если бы я истово любил Fantasy Battle или просто хотел почитать что-то простое, с обилием отрубленных голов и разрубленных тел, то мне бы, скорее всего, эта книга пришлась по вкусу. Её становится интересно читать лишь к середине третьего акта, когда всё действие сводится к битвам и оторванным конечностям. В остальное же время повествование перегружено назидательностью, вымученной рефлексией и чересчур «стерильными» персонажами. Возможно, если бы я в детстве представлял себя не Алёшей Поповичем, а Зигмаром Молотодержцем, то я бы получил от неё удовольствие, но сейчас мне было бы куда как интересней прочесть «Песнь о Нибелунгах», чем «Молотодержца». И не потому, что «Нибелунги» чем-то лучше, а просто потому, что они отражают эпос реального народа.
Мы ВКонтакте: Good Old Nerpach
Telegram: RadioNerpach
Постоянная ссылка на материал: https://gonerpach.ru/heldenhammer-review/