Найти тему

Результаты исследования: восприятие цифровой экономики среди компаний РФ

Оглавление

14 ноября 2018 года в Москве в отеле «Метрополь» прошел III Межрегиональный промышленный форум при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Российского союза промышленников и предпринимателей. 

Агентство MarketQualResearch выступило информационным партнером и специально для мероприятия мы провели телефонный опрос предпринимателей и руководителей предприятий по тематике Форума – цифровой экономике и цифровизации промышленности. Делимся основными результатами исследования, которые были опубликованы в партнерских СМИ и предоставлены организаторам Форума в виде полноценного отчета по маркетинговому исследованию. 

Юлия Жилкина, директор агентства маркетинговых исследований MarketQualResearch
Юлия Жилкина, директор агентства маркетинговых исследований MarketQualResearch

Общее восприятие цифровой экономики и цифровизации среди руководителей предприятий и предпринимателей:

Опрошенные представители бизнеса воспринимают переход на цифровую экономику в качестве неизбежного и логичного этапа развития как государства в целом, так и конкретных предприятий в частности, а потому в целом были настроены позитивно.

Ключевое преимущество подобного перехода они видят в повышении конкурентоспособности собственного предприятия, а потому зачастую занимали проактивную позицию в данном процессе, целенаправленно выделяя средства на интеграцию предприятия в цифровую экономику.

Разумеется, уровень подобного перехода существенно различался в зависимости от размера предприятия (для небольших предприятий он скорее ограничивается внедрением 1С, CRM-систем и электронным документооборотом с органами государственной власти).

Наиболее готовые к цифровизации сферы – это электроэнергетика, машиностроение, IT-Технологии, добывающие предприятия; телемедицина и фармацевтика; строительство и производство материалов.

Наименее готовые к цифровизации сферы, или те, которые не видят перспектив использования ЦЭ в компании – это мелкий и средний бизнес в сферах консалтинга, юридических услуг, отдельные IT-проекты.

Среди участников рынка наблюдается тенденция понимать под цифровизацией экономики практически исключительно автоматизацию бизнес-процессов – и лишь отдельные представители бизнеса воспринимают ее в качестве более обширного понятия.

  • Такие респонденты упоминают цифровую экономику в контексте таких понятий, как экономика данных и диджитализация бизнеса.
  • Возможно, это связано с тем, что в обществе, СМИ и на государственном уровне нет четко транслируемого определения понятий «цифровая экономика» и «цифровизация».

Несмотря на кажущуюся популярность темы ЦЭ в обществе и государстве, общее развитие и внедрение идет скорее в фоновом режиме, «опосредованно», «интуитивно» и не совсем корректно в правительственном определении понятия «цифровая экономика».

«Классические годовые планы» по развитию и внедрению ЦЭ в более-менее очерченном виде есть только на крупных предприятиях, однако поделиться конкретными достигнутыми результатами никто из участников проведенного опроса не смог, в основном ограничиваясь общими ответами про повышение эффективности, снижение издержек и увеличение скорости принятия решений.

Выделяемые бюджеты нельзя назвать системными, они являются скорее разовыми и выделяются под конкретные процессы, требующие цифровизации в данный момент времени.

III Межрегиональный промышленный форум
III Межрегиональный промышленный форум

Ключевые преимущества цифровой экономики и цифровизации промышленности по мнению опрошенных респондентов:

  • Принятие обоснованных управленческих решений на основе большого объема данных (в том числе, благодаря быстрому получению информации в онлайн-режиме);
  • Увеличение эффективности бизнеса в целом за счет быстрой обработки больших массивов данных;
  • Быстрое и качественное взаимодействие с другими участниками рынка;
  • Снижение затрат и операционных расходов (благодаря автоматизации наиболее часто повторяющихся процессов и, как следствие, их оптимизации);
  • Повышение эффективности производства (за счет автоматизированного управления большинством производственных процессов);
  • Минимизация непосредственного взаимодействия с органами государственной власти, перенос взаимодействия в среду интернет (как следствие, более простой и понятный формат взаимодействие и потенциальное ускорение взаимодействия с органами государственной власти).

Ключевые барьеры на пути к цифровой экономике:

  • Ментальное сопротивление;
  • Отсутствие накопленного опыта в решении подобных вопросов (цифровизация является относительно новой тенденцией как для РФ, так и для остального мира);
  • Отсутствие подготовленных и обученных кадров (в том числе, общая безграмотность и компетентность на всех уровнях – как на предприятиях, так и в сфере государственной власти);
  • Отсутствие технологической и производственной инфраструктуры;
  • Отсутствие законодательной и юридической базы, а также понятных схем взаимодействия между государством и бизнесом.

Использование материалов агентства MarketQualResearch возможно с активной ссылкой на сайт (mqresearch.ru).
III Межрегиональный промышленный форум
III Межрегиональный промышленный форум

Пожалуйста, ставьте лайк, если вам понравилась публикация, и подписывайтесь на наш канал!

Также читайте:

Фильм "No Logo": смотрели ли вы на эпоху потребления с такой стороны?

Одни из самых дорогих рекламных роликов в истории

Подборка забавной рекламы