Мы продолжаем цикл заметок о значимости и месте ошибки в фотографии. Читайте части: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
В какой-то момент в истории ошибка послужила освобождением для фотографии.
Попробуем разобраться когда это произошло и почему следование правилам тоже становится ошибкой. В этом нам поможет формат «советов для фотографов», которые в нужный момент выпускают другие фотографы и художники, чтобы всколыхнуть среду.
1967 год, американский концептуальный художник Джон Балдессари, не являясь по сути своей фотографом, производит серию Wrong («Неправильно»). Это серия холстов с фотографическим изображением, сопровождаемым текстом — такая подача позволяет вспомнить презентацию правильной композиции в фотографических учебниках. Надпись подчеркивает неуклюжесть композиции и в целом «бедность» фотоизображения, больше похожего на любительскую, неудачную, съемку. Засвеченное небо, контрастные объекты, слишком далеко стоящий перед камерой человек с лицом в тени, и к тому же, прямо из его головы торчит пальма.
Слово «Неверно» звучит как осуждение работы автора и указание на неправильную (!) фотографию. Что означает, что фотография зажата в конвенциональные рамки, что есть некие высшие, верные и незыблемые представления о том, как должен выглядеть идеальный снимок. И в конечном счете, что самое главное в работе автора — это эстетическое качество изображения, которое он выдает. Через эстетику судят о фотографии, или осуждают.
И здесь мы подходим к разнице между позицией фотографа, как мастера аппарата, живущего желанием получить идеальный снимок — и художника, как того, кто освобожден от указаний следовать законам композиции, техническим правилам и ожидаемому идеалу, но для кого значимым становится объект, режим взгляда (как мы смотрим на объект), ситуация создания снимка, контексты циркуляции и восприятия изображения и другие процессы. Но не эстетика снимка!
Указание на ошибку предоставило фотографии освобождение от окóв эстетики и перевело воспринявших эту идею фотографов — в художников, использующих фотографию как одно из средств выражения.
С этим наследием американского концептуализма, сложно принимаемого теми, для кого красота изображения всё еще остается единственно важным критерием оценки фотографии, мы живем в сегодняшнее время. И это происходит не только в кругах армии фотолюбителей, но и в среде современного искусства в том числе.
При том, суетящихся вокруг композиции авторов меньше не стало.
Большинству нужны правила — так вот они! 2016 год, литовский художник и исследователь фотографии Иварс Грэвлейс (Ivars Gravlejs) предлагает фотографам обзавестись заветной книжкой-подсказкой «Полезные советы фотографам», которая откроет проход в «большой мир фотографии». Тем более, что сделана она в виде бейджа для прохода на арт- или профессиональные события.
В книге наглядно представлены верные и неверные способы создания того или иного типа изображения — от портрета до натюрморта. Следуя им — не пропадешь ни на каком съемочном задании. Только, вспоминая завет Джона Балдессари, можно ли будет отличить автора от любого другого, если он будет следовать правилам, а не менять их?
Свой стиль тоже может стать ошибкой
Не все так гладко и в пространстве смыслов и концептуальных подходов. Здесь с самой ошибкой снова случается парадокс. С одной стороны, как мы с вами выяснили, ошибкой считаются недостаточно хорошие технические и композиционные навыки. С другой — когда технически и даже концептуально фотография, как инструмент, освоена, то создается определенная платформа и система представлений. Её сформировать может место, состав участников или некий фотографический прием (например, ломография) — в этот момент появляется школа или стиль. Монолитность стиля, постепенно становящегося клише, снова хочется опротестовать. Потому что нечто неизменное лишается легкости и критической дистанции по отношению к себе — и снова становится ошибкой.
На эту тему бельгийский фотограф Томас Вандер Дризе (Thomas Vanden Driessche) выпустил карманную книжку "Как стать... фотографом за 4 урока" / How to Be…A Photographer in Four Lessons (2013).
На каждой странице узнается та или иная школа фотографии, или направление, к которому легко можно подключиться — стоит следовать лишь нескольким легким правилам. 4 урока и вы готовый представитель Helsinki School (финской школы фотографии), Дюссельдорфской школы фотографии или концептуальный художник. У всех направлений можно выделить ключевые признаки, по которым оно строится и узнается. И устаревает, изживая себя в повторении канона.
Поэтому на протяжении всей истории фотографии, в том или ином виде всем фотолюбителям и профессионалам, вооруженным камерами, об освобождении от стремления делать идеальные, но бессмысленные кадры, приходится постоянно напоминать.
Текст: Надя Шереметова
Если вам понравился материал — поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
А также оставляйте комментарии к материалам, если у вас есть вопрос или мнение.