Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

В чем разница между правильной и неправильной фотографией?

Оглавление

Мы продолжаем цикл заметок о значимости и месте ошибки в фотографии. Читайте части: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

В какой-то момент в истории ошибка послужила освобождением для фотографии.

Попробуем разобраться когда это произошло и почему следование правилам тоже становится ошибкой. В этом нам поможет формат «советов для фотографов», которые в нужный момент выпускают другие фотографы и художники, чтобы всколыхнуть среду.

John Baldessari. Wrong
John Baldessari. Wrong

1967 год, американский концептуальный художник Джон Балдессари, не являясь по сути своей фотографом, производит серию Wrong («Неправильно»). Это серия холстов с фотографическим изображением, сопровождаемым текстом — такая подача позволяет вспомнить презентацию правильной композиции в фотографических учебниках. Надпись подчеркивает неуклюжесть композиции и в целом «бедность» фотоизображения, больше похожего на любительскую, неудачную, съемку. Засвеченное небо, контрастные объекты, слишком далеко стоящий перед камерой человек с лицом в тени, и к тому же, прямо из его головы торчит пальма.

Слово «Неверно» звучит как осуждение работы автора и указание на неправильную (!) фотографию. Что означает, что фотография зажата в конвенциональные рамки, что есть некие высшие, верные и незыблемые представления о том, как должен выглядеть идеальный снимок. И в конечном счете, что самое главное в работе автора — это эстетическое качество изображения, которое он выдает. Через эстетику судят о фотографии, или осуждают.

И здесь мы подходим к разнице между позицией фотографа, как мастера аппарата, живущего желанием получить идеальный снимок — и художника, как того, кто освобожден от указаний следовать законам композиции, техническим правилам и ожидаемому идеалу, но для кого значимым становится объект, режим взгляда (как мы смотрим на объект), ситуация создания снимка, контексты циркуляции и восприятия изображения и другие процессы. Но не эстетика снимка!

Указание на ошибку предоставило фотографии освобождение от окóв эстетики и перевело воспринявших эту идею фотографов — в художников, использующих фотографию как одно из средств выражения.

С этим наследием американского концептуализма, сложно принимаемого теми, для кого красота изображения всё еще остается единственно важным критерием оценки фотографии, мы живем в сегодняшнее время. И это происходит не только в кругах армии фотолюбителей, но и в среде современного искусства в том числе.

При том, суетящихся вокруг композиции авторов меньше не стало.

Большинству нужны правила — так вот они! 2016 год, литовский художник и исследователь фотографии Иварс Грэвлейс (Ivars Gravlejs) предлагает фотографам обзавестись заветной книжкой-подсказкой «Полезные советы фотографам», которая откроет проход в «большой мир фотографии». Тем более, что сделана она в виде бейджа для прохода на арт- или профессиональные события.

Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers.  Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers. Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers. Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers. Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers. Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers. Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com

В книге наглядно представлены верные и неверные способы создания того или иного типа изображения — от портрета до натюрморта. Следуя им — не пропадешь ни на каком съемочном задании. Только, вспоминая завет Джона Балдессари, можно ли будет отличить автора от любого другого, если он будет следовать правилам, а не менять их?

Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers / Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. © Ivars Gravlejs
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers / Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. © Ivars Gravlejs
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers / Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com
Ivars Gravlejs: Useful advice for photographers / Иварс Грэвлейс. Полезные советы фотографам. Фото: dienacht-magazine.com

Свой стиль тоже может стать ошибкой

Не все так гладко и в пространстве смыслов и концептуальных подходов. Здесь с самой ошибкой снова случается парадокс. С одной стороны, как мы с вами выяснили, ошибкой считаются недостаточно хорошие технические и композиционные навыки. С другой — когда технически и даже концептуально фотография, как инструмент, освоена, то создается определенная платформа и система представлений. Её сформировать может место, состав участников или некий фотографический прием (например, ломография) — в этот момент появляется школа или стиль. Монолитность стиля, постепенно становящегося клише, снова хочется опротестовать. Потому что нечто неизменное лишается легкости и критической дистанции по отношению к себе — и снова становится ошибкой.

Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons

На эту тему бельгийский фотограф Томас Вандер Дризе (Thomas Vanden Driessche) выпустил карманную книжку "Как стать... фотографом за 4 урока" / How to Be…A Photographer in Four Lessons (2013).

Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons

На каждой странице узнается та или иная школа фотографии, или направление, к которому легко можно подключиться — стоит следовать лишь нескольким легким правилам. 4 урока и вы готовый представитель Helsinki School (финской школы фотографии), Дюссельдорфской школы фотографии или концептуальный художник. У всех направлений можно выделить ключевые признаки, по которым оно строится и узнается. И устаревает, изживая себя в повторении канона.

Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons
Thomas Vanden Driessche. How to Be…A Photographer in Four Lessons

Поэтому на протяжении всей истории фотографии, в том или ином виде всем фотолюбителям и профессионалам, вооруженным камерами, об освобождении от стремления делать идеальные, но бессмысленные кадры, приходится постоянно напоминать.

Текст: Надя Шереметова

Если вам понравился материал — поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

А также оставляйте комментарии к материалам, если у вас есть вопрос или мнение.