В Доме-Сказке Троцкий занял квартиру одного чудака, затянувшего стены большой комнаты черным сукном и устроившего там ванную.
Началось все с другого дома, также несомненно прекрасного, который меценат и коллекционер Иван Цветков выстроил на Пречистенской набережной.
Будучи у приятеля в гостях, инженер путей сообщения Петр Перцов наслаждался видом из окна — Москва-река, Кремль, Храм Христа Спасителя — и завидовал. Конечно, он с радостью согласился по наводке Ивана Евменьевича приобрести участок неподалеку — на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, пусть и стоил тот 70 000 рублей. Тем более что, будучи покровителем искусств, давно имел мечту — построить доходный дом для творческих людей. Участок записали на жену Перцова, Зинаиду Алексеевну (потому и упоминается далее везде выстроенное на нем здание как дом Перцовой).
К возведению дома Петр Николаевич подошел основательно. Объявил зимой 1905 года конкурс с именитым жюри — Васнецов, Суриков, Шехтель, с премией в 800 рублей и условием, что последнее слово о выбранном проекте останется за ним. Задача у участников была такая: «отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности».
Хоть первую премию и получил Аполлинарий Васнецов (брат), Перцовым был выбран другой даже не проект, а не совсем соответствующий условиям конкурса эскиз Сергея Малютина — здание в неорусском стиле.
Вот как описывает его Перцов: «С.В. взял в нем за основу существующую постройку — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников... и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным — в сказочно-былинном стиле. Я пленился им».
Немалое затруднение представлял острый угол здания к переулку, но Малютин подошел к решению неординарно и решил проблему, «уклонившись от нормальной архитектурной проектировки», что внесло дополнительную изюминку. Майолику для фасада заказали артели молодых художников Строгановского училища «Мурава», бедствовавших тогда с заказами, и ни разу не пожалели. «Фронтоны на площадь и на набережную облицованы сплошь майоликой, равно как и простенки между окнами 4-го этажа на площадь. Также майоликой украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над пирамидальной крышей над зеленой башней — золоченый петух».
Дом был закончен в рекордный 11-месячный срок. В апреле 1907 года Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной. «Позднее, когда выяснилась нужда в особом зале для молодежи, - вспоминал Петр Николаевич, - к нашей квартире было присоединено подвальное помещение, в котором одно время помещался кружок артистов Московского художественного театра под названием «Летучая мышь», устраивавший свои закрытые интимные собрания по ночам по окончании спектаклей». В мае въехали первые жильцы. Среди них был и Сергей Малютин, приспособивший часть подвала под хранилище своих картин.
«Дом-сказка», как его прозвали, быстро приобрел известность, был включен во всяческие путеводители, а некоторые критики даже считали, что здание в художественно-архитектурном отношении занимает в городе второе место - после Ярославского вокзала.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. В 1922 году он был осужден на пять лет по «делу церковников», так как являлся хранителем ценностей Храма Христа Спасителя. Однако через год освобожден, но выселен из собственного дома.
О дальнейшей судьбе здания пишет в своих мемуарах младшая дочь Петра Николаевича, Зинаида. «Наш московский дом... стал неожиданно знаменитым — в нем поселился Троцкий! Стоит рассказать, какую именно из всех московских квартир он себе выбрал. Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную... Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне... Позднее Троцкий переехал в нашу личную квартиру, представлявшую из себя особняк в 4 этажа, и — уже в изгнании — я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом!»
С середины 1970-х годов в Доме-сказке находится Главное управление дипломатическим корпусом МИД России.
Мария Кронгауз
О художнике Сергее Малютине как авторе матрешки
Другие необычные московские здания разных времен: Дом под рюмкой; Флейта; Медный дом и Сороконожка; Парус, Три Тополя, Корни; Триумф-палас; Дом Нирнзее; Дом с башенкой на Смоленской; Патриарх на Патриарших; Дом-корабль в Зарядье; Шахматный, Веселый и Пирамида; Длинный, Плоский, Разорванный; Бублик; Дом Моссельпрома; Дом страхового общества "Россия"; Арт-Хохловка - палаты Украинцева; Дом дурака на Воздвиженке; Дом-Яйцо ; Дом на Курьих ножках