Любой технарь может припомнить, как жизнь заставляла придумывать"нестандартные" решения возникших проблем.
Может, кто-нибудь в комментариях и поделится своим опытом :)
На снимке подводная лодка С-158, переделанная в ракетную из обычной торпедной 613 проекта, по классификации НАТО имевшей алкогольное обозначение "Виски", у входа в балаклавскую бухту, где базировалась 155 бригада подводных лодок.
В 1980 году Главком ВМФ С.Горшков проверял флот по итогам года. Вот обратите внимание, как это делалось. Был отдан приказ о переводе бригады в полную боевую готовность. Тем лодкам, которые уже были в таком состоянии, немедленно занять свои позиции, предусмотренные заранее выработанными планами. Остальным грузить боезапас не только у причалов, но и на рейде, рассредоточившись соответственно опять же тем планам. Те лодки, которые ремонтировались, вывести из ремонта согласно установленным нормативам.
А лодке С-158 под командованием В.П.Гончаренко принять ракеты. прорвать противолодочный рубеж и произвести стрельбу на приз Главкома. Такие стрельбы регулярно проводились по флотам и этот приз считался очень высокой оценкой подготовки корабля. На борт было запрещено брать любое вышестоящее начальство, "сама-сама", только флагманский специалист по ракетному оружию должен был проконтролировать действия команды лодки. Та же лодка с другого ракурса:
На снимке видны два ракетных контейнера за рубкой лодки. Они были герметичны и выдерживали давление воды на максимальной глубине погружения. Стрельба производилась в надводном положении в направлении "взад", контейнеры при этом приподнимались на 15 градусов. Ракета П-5 летела до 600 с лишним километров, могла нести ядерную боеголовку до 650 килотонн. Это первые ракеты со сложенными в контейнере крыльями, которые раскрываются после вылета из него. Говорят, такое решение пришло в голову генеральному конструктору Челомею, когда он увидел вылетающую из дупла птицу.
Лодка успешно пробралась незамеченной сквозь все рубежи обороны "противника", её не засекли ни охотившиеся за ней други лодки, ни надводные противолодочные силы, ни авиация. Всплыв в назначенное время, связались со штабом и получили добро Главкома на стрельбу.
Первая ракета вышла успешно, а вторая осталась на месте с уже работающим маршевым двигателем. Командир БЧ-2 доложил, что команда на старт с пульта в 4-м отсеке не проходит и надо продублировать её с командирского пульта. Однако это ничего не дало, как и попытка избавиться от ракеты с помощью аварийного сброса. Двигатель продолжал работать, грозя прожечь газоотобойник, а там и добраться до прочного корпуса.
Тогда флагманский РО к2р Криштапович закричал: "Командир! Необходимо произвести короткое замыкание в цепи стартовых агрегатов через блок стартовых контактов!" и получив "добро" - а что ещё делать? - сунул здоровенную отвёртку в необходимое место. И ракета вышла! Но куда она полетела после всего этого?
После доклада о произведённых пусках командиру было приказано идти в базу на доклад Главкому. В ожидании клизмы с патефонными иголками, а то и более суровых выводов, направились в сторону Балаклавы. Как вдруг приходит радиограмма с благодарностью Главкома за отличную стрельбу, первая ракета попала в необходимый квадрат, а вторая, та самая, вообще уложилась практически у щита-цели. По возвращению в базу команду поздравил лично Главком - стрельба была признана лучшей по результатам на флоте и приз был получен. Конечно, об отвёртке никто ему докладывать не стал.
А теперь несколько строк для любителей поскрипеть о глупых военных и высококвлифицированных гражданских специалистах. Надо идеально знать сложную электросхему, чтобы понимать, где её закоротить для искомого результата, не выведя окончательно из строя - это раз. А во-вторых, выяснилось, что гражданские специалисты, привлечённые для подготовки комплекса к стрельбе, проверили цепь старта контрольной лампочкой, которой по барабану, где плюс, а где минус. Лодка принимала участие в испытаниях новых типов ракет и заводчане там были нередкие гости. В итоге в цепи старта были перепутаны провода, что лампочкой не установишь.
Это пример взят из замечательной книги "Подводные силы Черноморского флота", её второе издание вышло в 2012 году тиражом всего в 1000 экземпляров и одним из соавтором является мой однокурсник Валерий Захар. Эх, а я его помню, когда мы были всего лишь кандидатами на поступление в училище и зубрили мтатематику в ожидании приёмных экзаменов :)
А лодка С-158 уже через два года была исключена из состава флота и в Инкермане разделана на металлолом.