Территория Карелии, Ленинградской области и прилегающих к ним районов довольно слабо изучена в сейсмологическом отношении, несмотря на то что в случае редких сильных землетрясений там возможны серьезные разрушения населенных пунктов и промышленных объектов.
Согласно действующим нормативным документам считается, что максимальная интенсивность сейсмических сотрясений, возможных в регионе Онежско-Ладожской гидрологической системы, составляет 5-баллов, причем не чаще одного раза в несколько сотен лет.
Однако, как показывают результаты комплексного анализа стратиграфических, планиграфических, археологических, палеогеографических, палеосейсмологических и других исследований в рамках геодинамического подхода, помимо общего поднятия земной коры с перекосом после снятия нагрузки от ледникового покрова за последние 7 тыс. лет там произошло три природных катастрофы, имевших трагические последствия для древних обитателей региона. Все они реализовывались по схеме «сильное землетрясение интенсивностью 8 или 9 баллов – волна цунами – мощный водяной вал по существующему или вновь возникшему каналу стока».
Эти внезапные смертоносные воздействия погубили большое количество наших неолитических предков, а их последствия (изменения путей стока озерных вод, гидрологических режимов главных озерных бассейнов и окружавших водные объекты ландшафтов) кардинально сказались на разных сторонах жизни оставшихся в живых, потребовав от них длительного приспособления к изменившимся условиям.
На основе выполненного анализа можно было бы сказать следующее о трех конкретных бассейнах рассматриваемого региона.
Бассейн Онежского озера теперь достаточно хорошо известен рядом сильных землетрясений в зоне серии активных разломов в северной части акватории. Возникали они с промежутками в несколько тысячелетий, и по крайней мере часть из них сопровождалась крупными цунами. Подобные цунами могут быть опасными для западного берега, в том числе для столицы Карелии, несмотря на то что сам Петрозаводск в сейсмически опасную область не попадает. Водный вал, который возникнет при цунами, обязательно промчится по долине реки Свирь в ее верхнем течении, но «растворится» в Ивинском озере, не достигнув нижней части русла и Ладоги.
Примерно так же можно представить ситуацию и в бассейне финского озера Сайма и в долине верхнего течения Вуоксы. Разлом в истоке этой реки на участке Иматра способен порождать сильные землетрясения, как и вся Вуоксинская зона. Землетрясения эти могут представлять опасность для инфраструктуры востока Выборгского района и действующих там промышленных карьеров. Водный вал из озера Сайма понесется по руслу Вуоксы, но сила его будет ослабевать при преодолении четырех плотин местных гидроэлектростанций, однако сами эти плотины, ГЭС и ближайшие городские поселки окажутся в опасной зоне (конечно, серьезная дополнительная опасность для нижележащих участков русла может возникнуть в случае разрушения плотин).
Обширный район бассейна Ладожского озера и долины реки Нева должен рассматриваться как более опасный (хотя и не в близкой перспективе) уже только потому, что он является наиболее обжитым и хозяйственно освоенным, а также ввиду расположения в нем г. Санкт-Петербурга и его многочисленных пригородов. Из-за большой протяженности сейсмогенных зон по западному, восточному и северному берегам Ладожского озера и насыщенности этих зон выявленными очагами сильных землетрясений прошлого счет сильных событий здесь может идти на столетия. Непосредственные разрушительные воздействия этих землетрясений не достигнут окрестностей Санкт-Петербурга. Но они могут вызвать на Ладоге цунами, которые обязательно проникнут в долину Невы, образовав огромные стремительные валы. А эти валы уже неизбежно опустошат побережья и уничтожат водный транспорт, тем более что в русле этой реки нет для них препятствий. Они вполне могут достичь Санкт-Петербурга и нанести ему колоссальный ущерб.
Если наши древние предки попадали в беду потому, что просто селились поближе к воде, ничего не зная о возможных последствиях, то в настоящее время при выборе мест возведения новых зданий, сооружений и целых населенных пунктов, а также при разработке мероприятий по их инженерной защите необходимо учитывать уроки даже очень далекого прошлого, анализируя доступные данные не только по месту предполагаемого строительства, но и по другим районам с аналогичными тектоническим строением, признаками тектонической активности и сейсмической историей. Для этого необходимо продолжать соответствующие исследования и составлять для таких территорий обновленные и расширенные сейсмические каталоги за многие тысячелетия для их использования при рассмотрении сейсмичности совокупно с данными по выделенным активным разломам и пересмотра нормативных документов, касающихся сейсмического районирования.
Конечно, заглядывать в это едва обозримое будущее надо осторожно – пока для общей ориентации. Более конкретные оценки возможных вариантов событий требуют специальных гидравлических исследований и инженерных расчетов.
Более подробно о результатах выполненного анализа можно узнать на страницах бесплатного электронного журнала «Геоинфо» в статье А.А. Никонова «Цунами на озерах Карелии? Уроки древних природных катастроф».