Найти тему
машина

Грузовые «Лады», ч.1

Изготовлением грузовых версий своих «легковушек» Волжский автозавод занимался едва ли не с момента начала своей работы. Просто на протяжении 1970-х и 1980-х эти машины - пикапы на базе «Жигулей» - являлись сугубо внутризаводским технологическим транспортом, а потому за пределами родного Тольятти были практически неизвестны. Строили их преимущественно из бракованных кузовов седанов разных моделей, срезая заднюю часть крыши и рамки задних дверей, заваривая задние дверные проемы и монтируя перегородку кабины позади передних сидений. Тем не менее, объемы их выпуска все равно были значительными - до нескольких сотен штук ежегодно! (Соответствующая статистика за многие годы советского периода сохранилась; для примера – в 1980 году построили 631 пикап, в 1981-м – 580 и т.д.).

Внутризаводской пикап на базе ВАЗ-2105 по документации носил обозначение АК-2 ("автокар", модель вторая). Отдельные экземпляры таких машин вставали на учет в ГАИ как результат переоборудования по разовому разрешению. Фото: rcforum.ru
Внутризаводской пикап на базе ВАЗ-2105 по документации носил обозначение АК-2 ("автокар", модель вторая). Отдельные экземпляры таких машин вставали на учет в ГАИ как результат переоборудования по разовому разрешению. Фото: rcforum.ru

Существовала в советское время и грузовая модификация "Нивы" - фургон ВАЗ-2121У "Утилитер". Его разработали еще в 1980 году по заказу французского импортера автомобилей Lada. Фактически это был стандартный универсал без заднего сиденья, но со стационарной металлической перегородкой позади передних кресел (на половину высоты у модификации ВАЗ-2121-0000058 или на всю высоту у ВАЗ-2121-0000059). На части машин также монтировались защитные решетки на окнах грузового отсека.

Фургон ВАЗ-2121У... (фото из архива автора)
Фургон ВАЗ-2121У... (фото из архива автора)
... и его салон (фото из архива Ю.Овчинникова)
... и его салон (фото из архива Ю.Овчинникова)

На внутреннем же рынке в свободную продажу грузовые варианты автомобилей ВАЗ начали поступать с начала 1990-х, уже после развала СССР. Причем их изготовление передали дочерним предприятиям АвтоВАЗа. Первенцем стал пикап ФВК-2302 "Бизон", разработанный на базе "Нивы" в НТЦ автозавода при участии специалистов института НАМИ. Производство этой машины в 1992 году развернула акционерная фирма "Восточное кольцо". Главными особенностями этой машины являлись оригинальная лонжеронная рама лестничного типа и рессорная подвеска заднего моста. Благодаря ним грузоподъемность пикапа (2 чел. + 500 кг) удалось заметно поднять по сравнению с обычной "Нивой".

ФВК-2302 "Бизон" (фото С. Андреева)
ФВК-2302 "Бизон" (фото С. Андреева)

В 1994-м производство "Бизонов" вывели в отдельное новое юрлицо - АО "Лада-Бизон". В тот же период времени машину немного модернизировали, разработав для нее оригинальную облицовку радиатора и понизив высоту расположения грузовой платформы (внутри нее, правда, пришлось сделать колесные арки). Мелкосерийное производство пикапов ФВК-2302 велось до 1995 года и завершилось в связи с банкротством фирмы "Лада-Бизон".

Модернизированный вариант ФВК-2302 (заводское фото)
Модернизированный вариант ФВК-2302 (заводское фото)

Между тем, в 1993 году дело дошло и до серийного производства пикапов на базе «Жигулей» для свободной продажи. Этой деятельностью занялось АО «ВАЗинтерСервис». Правда, седаны в качестве основы больше не брали: товарные машины строили путем переделки кузовов от универсалов ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043 (такие пикапы соответственно получали обозначение ВАЗ-2104-33 и ВАЗ-21043-33). При этом обрезанную наполовину багажную дверь превращали в задний откидной борт, навешивая его на нижних петлях. Некоторые экземпляры пикапов снабжали дугами и тентом, а с 1996 г. по заказу также практиковалась установка жесткой пластиковой надстройки над грузовой платформой. Грузоподъемность пикапов составляла 2 чел. + 350 кг груза. Строили такие машины до 1997 года.

ВАЗ-21043-33 с тентом (фото А.Новикова)
ВАЗ-21043-33 с тентом (фото А.Новикова)
ВАЗ-21043-33 с открытой грузовой платформой (фото В.Королева)
ВАЗ-21043-33 с открытой грузовой платформой (фото В.Королева)

В конце 1995 года на АвтоВАЗе на основе ВАЗ-2104 разработали две новые, более совершенные грузовые модификации: пикап ВАЗ-2304 с перекроенной задней частью платформы и высоким тентом, а также фургон ВАЗ-2704, который концептуально повторял грузопассажирский ижевский «каблук» Иж-27156. Выпускать эти машины планировали на АО "ВАЗинтерСервис", однако там предпочли сделать ставку на полурамные пикапы собственной конструкции.

ВАЗ-2304 и ВАЗ-2704 (заводское фото)
ВАЗ-2304 и ВАЗ-2704 (заводское фото)

Продолжение читайте ЗДЕСЬ!