Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Московский музыкальный фестиваль '89-го года

Тридцать лет назад, 12-13 августа 1989 года, в Москве проходил «Московский международный фестиваль мира». Наравне с не менее легендарным «тушинским попоищем» 1991 года, он стал одним из крупнейших событий в доживающем свои последние годы СССР. В те дни в Москву приехали, находившиеся тогда на пике карьеры, всемирно известные группы Bon Jovi, Scorpions, Cinderella, Mötley Crüe, Skid Row и Ozzy Osbourne. Прямая трансляция шоу велась на пятьдесят девять стран мира и почти миллиард зрителей, наблюдавших за действом на экранах своих телевизоров, запомнили это мероприятие под названием «Рок против наркотиков».

Главная роль в организации фестиваля принадлежала Стасу Намину. Один из пионеров отечественной рок-сцены, создатель и лидер группы «Цветы» (при этом внук самого Анастаса Микояна), Намин к тому времени уже значительно преуспел в продюсировании и раскрутке молодых групп (в том числе и за рубежом) и уже несколько лет грезил мечтой организовать в СССР рок-фестиваль международного уровня. На этом поприще ему удалось свести знакомство с маститым американским музыкальным продюсером Доком МакГи (Doc McGhee) и одним из его клиентов — Джоном Бонджови, вокалистом, гитаристом и лидером уже всемирно известной тогда группы имени себя любимого.

На тот момент МакГи имел серьезные проблемы с американским правосудием: его прихватили на контрабанде марихуаны в особо крупных размерах (речь шла о сотнях килограммов, а кое-кто упоминает аж восемнадцать тонн). В воздухе отчетливо запахло керосином, но ушлый продюсер сумел выйти из воды практически сухим, отделавшись крупным штрафом и легким испугом. Одним из последствий неудачного гешефта стало решение суда, по которому МакГи должен был основать музыкальный фонд для борьбы с алкоголизмом и наркоманией Make A Difference Foundation. Как раз в этот сложный момент ему под руку крайне удачно подвернулся Намин со своей идеей первого в Советском Союзе рок-фестиваля. В общем, организация благотворительного мероприятия, по идее способствовавшего объединению стран и народов в борьбе с алкоголем и наркотиками, стала для МакГи отличной возможностью восстановить свою изрядно подмоченную репутацию.

Официальная афиша фестиваля
Официальная афиша фестиваля

Состав участников Moscow Music Peace Festival подобрался вполне серьезный. Доку МакГи удалось заманить в Москву целую россыпь звёзд - от практически никому тогда не известных Skid Row и стремительно набиравших популярность Cinderella, до таких монстров, как Motley Crüe, Bon Jovi и Ozzy Osbourne. Каким-то образом в эту обойму затесалась и легендарная немецкая команда Scorpions. Что характерно, убалтывая музыкантов на это мероприятие, хитрый МакГи применил к каждой группе «индивидуальный подход». Bon Jovi были уверены, что это просто очередная часть их бесконечного мирового тура, Crüe – поверили в рядовой концерт регионального масштаба с урезанным сетом и без спецэффектов (причем МакГи, прекрасно знавших морально деловые качества своих подопечных, взял с них письменные обязательство быть high & dry, невзирая на то, что банда буквально только что в полном составе прошла реабилитацию), наивный Оззи Осборн был уверен, что является главной звездой программы, Cinderella были рады любой возможности лишний раз засветиться перед прессой, а новичков Skid Row вообще ни о чем не спрашивали.

В красном углу Советский Союз представляли группы «Нюанс», Гарик Сукачев со своей «Бригадой С» и вокально-инструментальный ансамбль «Парк Горького» в экспортном варианте обозванный хард-энд-хэви группой Gorky Park. К настоящей рок-музыке все они имели весьма косвенное отношение, но как говорится: в конце концов, нужны же и жертвы. На самом деле в обойму они попали благодаря протекции Стаса Намина, который, пользуясь служебным положением, протащил туда группы, находившиеся под его менеджментом и выпускавшие альбомы на его же лэйбле SNC. Несмотря на неординарность события, советская пресса исходила желчью и предрекала мероприятию провал, поскольку «наша советская молодёжь» несомненно вместо «идеологически ей чуждого хэви-метал» предпочитает «отечественный социальный рок».

Организаторы фестиваля арендовали для рок-звезд мирового класса чартерный самолет «Бройлер 757» «Magic Bus», стартовавший в неведомое 8 августа 1989 года. Большую часть пути от LA до Москвы народ, чуть не передравшийся во время посадки, провел в грусти и печали. Дело в том, что бдительный Док МакГи тщательно обшмонал салон лайнера и всю найденную выпивку и интересные вещества смыл в унитаз сопровождая злодейство нравоучительными речами. Более того, главный и заслуженный алконавт Оззи Осборн в то время и вовсе (по его словам) в очередной раз находился «в завязке».

Джон Бонджови, Том Кейфер («Синдерелла») и Ричи Самбора старательно делают вид, что им весело
Джон Бонджови, Том Кейфер («Синдерелла») и Ричи Самбора старательно делают вид, что им весело

Спасли всех парни из Scorpions, подсевшие в самолет во время промежуточной посадки в Лондоне и предусмотрительно затарившиеся всем необходимым. Подобного от «Скорпов» никто не ожидал: ни МакГи, ни коллеги по металлическому цеху, давно списавшие их со счетов, но как говорится: раз в год и палка стреляет. Как бы то ни было, музыканты добрались до Москвы бодрыми, весёлыми и почти трезвыми. Несмотря на то, что в аэропорту Шереметьево-1 рок-звезд встретили по высшему разряду, черные правительственные лимузины минуя таможню отвезли их в гостиницу «Украина», которая хоть и считалась честным четырехзвездочным отелем, слёз умиления у музыкантов не вызвала. Избалованные иностранцы отметили, что это уровень дешевого американского мотеля без каких-либо звезд вообще. Особенно их «порадовали» местные тараканы из-за обилия которых гостиница тут же была переименовано в «Роач-отель». К счастью, все продукты предусмотрительно привезли с собой из штатов, сочтя местную еду малопригодной для злоупотребления.

-4

Moscow Music Peace Festival начался на Центральном стадионе им. Ленина в Лужниках 12 августа 1989-го в ровно в час дня. Концерту предшествовали торжественные речи официальных лиц в белых нарядах и несколько слов, сказанных самим Стасом Наминым. Устроители даже зажгли Олимпийский огонь (впервые с 1980 года), что безусловно, добавило происходящему торжественности. Как уже упоминалось, зрелище вещали на пятьдесят девять стран мира, а теле аудитория составила около одного миллиарда человек. Платную трансляцию по кабельным сетям вели MTV, Westwood One, Showtime Event и ВВС. В СССР же отрывки из шоу в тот день показали в новостях на одном из второстепенных каналов (а их тогда было целых три или даже четыре), а пару недель спустя небольшую видеонарезку дала программа «Взгляд».

-5

Кстати, входные билетики на фестиваль по тем временам были весьма не дешевы – по пятнадцать рублей за штуку. А за двадцать пять кровно заработанных можно было прикупить фирменный мерч – американскую футболку с символикой фестиваля (надо признать первоклассного качества). Пришлось даже установить квоту – не больше четырех штук в одни руки, хотя известны «умельцы» покупавшие их десятками. Но настоящей мечтой была черная кожаная куртка расшитая флагами по плечам и символикой фестиваля на спине. Их было выпущено всего сто штук и сейчас она продается в интернете просто за бешеные деньги.

Некоторые владельцы утверждают, что такая майка до сих пор выглядит неплохо.
Некоторые владельцы утверждают, что такая майка до сих пор выглядит неплохо.

Концерт открывали Skid Row, вокалист которых, Себастьян Бах, начал торжественное мероприятие воплем: «Ну что, зацените, мать вашу!» (Check this out, motherfuckers! (англ.) Джон Бонджови тогда еще подумал про себя: «О нет. Они нам — карты в руки, а мы им — Себастьяна»). Понимая, что они фактически выступают в качестве разогрева и по ним просто отстроят звук для всей оставшейся компании, группа тем не менее выложилась по полной, но звук был ужасен и все сорок минут выступления собравшаяся толпа провела в состоянии легкого недоумения. В отличии от «Скид Роу», на отечественного неискушенного зрителя большее впечатление произвела ультрасовременная поворачивающаяся сцена, состоявшая из трёх секторов. В первом секторе одна группа работала свой сет для зрителей, в другом в этот момент подключалась следующая, а в третьем техники разбирали горы аппаратуры, оставшиеся от предыдущих исполнителей. Плюс звуковая система высотой с трехэтажный дом и огромный видеоэкран производства компании Diamond Vision. Впоследствии Док МакГи гордо заявлял, что при подготовке мероприятия не использовалось ничего, из произведенного в СССР — все барахло, даже простой лед, было привезено из Европы на нескольких десятках грузовых автомобилей. Оформлением сцены занимался художник Питер Макс известный тем, что выполнял заказы из самого Белого дома и числившийся штатным оформителем церемонии Грэмми.

Народ активно требовала Оззи, но до его выхода было ещё далеко. После Skid Row настало время для нашеньких. Как и предполагалось ни «Нюанс», ни «Бригада С» бурных оваций не сорвали. Их выступления даже не попало в документальный фильм, снятый на фестивале. «Парк Горького» смотрелись пободрее – очевидно, сказался приобретённый за океаном опыт. Настоящая движуха началась, когда на сцену вышли Cinderella. К тому моменту «Золушка» уже успела выстрелить двумя мощными альбомами Night Songs и Long Cold Winter, теперь же публика смогла оценить эти хиты в живую, благо качество звука техники смогли довести до нормального уровня.

Line-Up «Золушки»
Line-Up «Золушки»

После сорокаминутного перерыва на сцену вышли Motley Crüe – главные борцы с алкоголем и наркотиками (шутка). Показать здесь свой уровень было для них делом принципа, поскольку Док МакГи надул их и отдал обещанное почётное место хэдлайнеров Bon Jovi, за что после концерта и получил в глаз от басиста и лидера группы Никки Сикса и барабанщика Томми Ли. Что более обидно, Доку также добавили пинка под зад, выкинув с тепленького (и крайне доходного) места менеджера Motley Crüe — не фестиваль, а одно расстройство. Примечание: ушлый МакГи горевал не долго и быстренько пристроился на такую же должность в группе KISS.

Винс Нейл из «Мотли Кру»
Винс Нейл из «Мотли Кру»

Выступление Motley Crue, как обычно, завершилось уничтожением инструментов, что привело в восторг не искушенную советскую публику впервые ставшую свидетелем «свободного поведения на сцене», а группа в очередной раз подтвердили свою репутацию безбашенных скандалистов. Особенно «порадовал» народ барабанщик Томми Ли спихнувший с подиума свою установку и продемонстрировавший всем прямо со сцены голую, не побоюсь этого слова, жопу. Следом за «Кру» со своей бандой появился тот, кого фанаты ждали едва ли не больше, чем всех остальных - Джон Майкл «Оззи» Осборн. Он привёз в Москву совершенно убойный состав в который, помимо барабанщика Рэнди Кастилло, входили старый соратник Великого и Ужасного ещё со времён Black Sabbath Гизер Батлер и гитарист-вундеркинд Закк Уайлд. Сетлист Оззи состоял из проверенных временем сольных хитов, разбавленных классическими боевиками Black Sabbath. Но всю «конфетку» испортило качество звука, которое было откровенно говенным - в какой-то момент вырубились сценические мониторы и Оззи не слышал себя от слова вообще. Поговаривали, что к «диверсии» приложили руки техники Scorpions, но доказательств нет.

Оззи Осборн. «Великий и ужасный»
Оззи Осборн. «Великий и ужасный»

Замечательный факт: когда на следующий день Оззи Осборна повезли на экскурсию по центру Москвы, зарядил дождь. И вот, взирая на затянутое тучами небо, мокрые мостовые и мрачные стены, Оззи якобы произнёс: «Да, жить в этой стране и не пить — просто невозможно!» Откуда на обратном пути в самолёте взялось два ящика водки «Столичная», объяснить впоследствии не смог никто. Понятно, что на этом завязка, в которой пребывал Оззи, закончилась, а сам он пришёл в себя лишь через пару недель в полицейском участке – грязный, ободранный и без понимания, что с ним происходило всё это время (например, именно тогда он на «голубом глазу» попытался задушить свою жену Шэрон). В последствии на вопрос: «Что для вас было самым трудным в России?» он честно признался: «Подняться по трапу!»

Выступление «Скорпионс» стало едва ли не самым удачным и запоминающимся. «Под Scorpions русские встали на уши!» - завистливо вспоминал потом Томми Ли. Справедливости ради нужно отметить, что слезливая баллада Still Loving You тогда прочно входила в репертуар всех советских дискотек и сет-лист состоявший из бронебойных хитов сделал немцев фактически хэдлайнерами мероприятия.

-10

Закрывали шоу Bon Jovi, выглядевшие довольно усталыми – у парней второй год продолжался изматывающий всемирный тур в поддержку их прошлогоднего мультиплатинового альбома New Jersey, что не могло не сказаться на выступлении, да и народ после «Скорпов» начал потихоньку расходиться. Накануне Джон Бонджови собственной персоной, прихватив с собой гитариста Ричи Самбору, дал небольшой концерт на Арбате, примерив на себя роль уличного музыканта и исполнив три своих песни. Но испытал при этом сильное разочарование – народ их просто не узнал, хотя и принял более менее благосклонно и даже накидал рублей пятнадцать мелочи. А могли ведь и ментов вызывать, здесь вам не тут.

Да уж. Это явно не «Кино» и даже не «Наутилус». Жалкое зрелище…
Да уж. Это явно не «Кино» и даже не «Наутилус». Жалкое зрелище…

Сразу после Bon Jovi начался мощнейший джем, в котором все участники концерта и примкнувший к ним Джейсон Бонэм (тоже, кстати, сын выдающегося трезвенника) выдали сет, состоящий из классических рок-боевиков. Финальную черту, примерно за час до полуночи, подвело совместное исполнение ленноновской Give Peace a Chance. Затем бабахнул праздничный салют, ставший финальным украшением грандиозного события.

Выход на поклон Motley Crue которые в тот день исполнили целых восемь песен - каждой группе отводилось на выступление примерно по пятьдесят минут.
Выход на поклон Motley Crue которые в тот день исполнили целых восемь песен - каждой группе отводилось на выступление примерно по пятьдесят минут.

Второй день фестивали прошел по той же программе, разве что звук стал получше. За два дня зрелище посетило около двухсот тысяч человек, изрядную долю которых составили солдаты-срочники, охранявшие общественный порядок. Очевидцы также отмечали большое количество сотрудников в штатском, сидевших на трибунах в каждом ряду и осаживавших проявления восторга у излишнее ретивых фанатов. Необходимо отметить, что на тот момент у советской стороны практически не было опыта в проведении крупных опен-эйров. Ни милиция, ни спецслужбы никогда не сталкивались с такими ситуациями, а охрана вообще понятия не имела, как себя вести. В результате огромное количество московской тусовки просочилось за кулисы, фотографируясь с музыкантами на память и с удовольствие распивая их пиво. Те не возражали. А гитарист группы «Наив» Руслан Ступин, по предложению одного из техников Motley Crue, вообще едва не улетел в штаты в ящике из под аппаратуры.

Официальная советская пресса (а другой тогда не было) расщедрилась на сообщения о фестивале лишь неделю спустя, а лучшей музыкальной группой 1989 года всё та же пресса признала «Ласковый май».

Том Кейфер (Cinderella), Снейк Сабо (Skid Row), какой-то Бомж и Себастиан Бах (Skid Row)
Том Кейфер (Cinderella), Снейк Сабо (Skid Row), какой-то Бомж и Себастиан Бах (Skid Row)

Теперь, спустя тридцать лет, можно уверенно заявить, что музыкального фестиваля, представившего настолько вовремя настолько актуальную на тот момент музыку, в России, пожалуй, больше и не было.

Такие дела.

Автор - Олег Энгель