В эпоху правления династии Романовых парфюмерия занимала особое место в жизни императорской семьи, отражая их статус и утончённый вкус. Император Николай II предпочитал ароматы от престижного бренда «А. Ралле и Ко», что подтверждается сохранившимся в музее Царского Села флаконом с его монограммой, украшенным золотом и драгоценностями. Императрица Александра Фёдоровна, известная в семейном кругу как Аликс, была поклонницей британского бренда Atkinsons и его аромата «White Rose». Этот изысканный парфюм сочетал в себе ноты малины, личи, жасмина, шафрана, белого мускуса и ванили, создавая утончённый и благородный букет. Великие княжны выбирали ароматы от французского парфюмерного дома Francois Coty, славившегося своими изысканными композициями. Старшая дочь Ольга предпочитала «La Rose Jacqueminot» с нотами болгарской, чайной и розы Жакмино. Татьяна выбрала чувственный «Jasmin de Corse» с аккордами жасмина и амбры. Мария Романова отдавала предпочтение «Lilas Pourpre» с нотами пурпурной сирени, а младшая Анастасия — «La Violette Pourpre» с фиалковыми мотивами. Каждая из сестёр имела свой неповторимый аромат, отражающий её индивидуальность. Примечательно, что флаконы для духов Coty создавал знаменитый мастер по стеклу Рене Лалик, превращая их в настоящие произведения искусства. Эти парфюмерные предпочтения членов императорской семьи стали частью их исторического наследия.
Михаил Вавилов
510
подписчиков
Канал про Петербург, историю, искусство и знаменитых людей. Рассказываю о королевских семьях, малоизвестных фактах и делюсь подборками документальных фильмов 📸
В Санкт-Петербурге располагалось множество дворцов императорской семьи Романовых, каждый из которых имел свою уникальную историю. На Дворцовой набережной находился Владимирский дворец, который называли «малым императорским двором» — там жил великий князь Владимир Александрович, сын Александра II. Ново-Михайловский дворец был построен архитектором Штакеншнейдером для великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. Мраморный дворец стал первым зданием в Петербурге, полностью облицованным натуральным камнем — он принадлежал Константиновичям, потомкам Николая I. Аничков дворец на Невском проспекте был самым старым зданием главной магистрали города и излюбленным местом проживания Николая II, который предпочитал его Зимнему дворцу. Николаевский дворец на площади Труда служил резиденцией Николая Николаевича Старшего, а после его смерти там открылся женский институт. Дворец Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной так и не стал жильём своего владельца из-за его вынужденной эмиграции после морганатического брака. Дворец Белосельских-Белозерских перешёл к великому князю Дмитрию Павловичу, который после революции продал его и эмигрировал. Дворец великой княгини Ксении Александровны на набережной Мойки был подарен ей на свадьбу с великим князем Александром Михайловичем. Последним великокняжеским сооружением до 1917 года стал дворец Николая Николаевича Младшего на Петровской набережной, построенный в стиле неоклассицизма.
На втором этаже Зимнего дворца располагались роскошные личные апартаменты императорской четы — Николая II и Александры Фёдоровны, интерьеры которых были заново оформлены талантливым архитектором А.Ф. Красовским в 1894-1896 годах. Приёмная Николая II (зал №176) открывала императорские покои, созданные архитектором А.Ф. Красовским в 1894-1896 годах. Это парадное помещение служило для официальных встреч и приёмов высокопоставленных гостей. Биллиардная (зал №177) располагалась следом за приёмной и служила местом отдыха императора. Здесь монарх мог расслабиться в кругу близких друзей и единомышленников. Готическая библиотека (зал №178) впечатляла своим необычным оформлением в средневековом стиле. Богатый книжный фонд и витражные окна создавали атмосферу таинственности и величия. Особую изысканность помещению придавал величественный камин, украшенный готическими элементами. Адъютантская и Уборная императора (зал 180) служили для повседневных нужд монарха и его слуг. В этих помещениях решались текущие вопросы управления и подготовки к мероприятиям. Кабинет Николая II (залы №181, 182), объединённые полуциркульными арками, являлись сердцем мужской половины с выходом на угловой балкон, обращённый к Собственному садику. Здесь император работал с документами и принимал важные государственные решения. Будуар (Уборная Александры Фёдоровны, зал №183) открывал женскую половину апартаментов. Изящное помещение предназначалось для отдыха и подготовки к светским мероприятиям. Спальная комната (зал №184) была предназначена для отдыха императорской четы. Интерьер спальни отличался особой роскошью и уютом, здесь располагалась изысканная кровать под балдахином, украшенная драгоценной вышивкой. Стены были обиты шёлковыми тканями, а в помещении находился мраморный камин, создававший особую атмосферу тепла и комфорта. Угловой Кабинет императрицы (зал №185) служил личным пространством Александры Фёдоровны. Здесь она занималась делами и принимала близких друзей. Завершали апартаменты светлые гостиные с окнами, выходящими на Неву, создавая величественное завершение императорских покоев. В этих помещениях проходили семейные встречи и небольшие приёмы.
Императорский павильон железнодорожного вокзала в Царском Селе — выдающийся архитектурный памятник, расположенный в городе Пушкин. Здание было построено в 1912 году по проекту архитектора В. А. Покровского после того, как предыдущий деревянный вокзал сгорел в 1911 году. Архитектурный облик павильона выполнен в стиле, характерном для построек Феодоровского городка и Ратной палаты, с широким использованием мотивов древнерусского зодчества. Основу здания составляет прямоугольный павильон с величественным парадным крыльцом на четырёх опорных столбах. Парадная часть включала три основных зала: центральный вестибюль с парадным входом, Императорский зал с южной стороны и Свитский зал с северной. К главному входу был пристроен пологий пандус для подъезда карет и автомобилей. Особую художественную ценность представляют уникальные росписи интерьеров, выполненные в темперно-клеевой технике. Орнаментальная живопись стилистически связана с декором дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Фасад здания украшен рельефными белокаменными двуглавыми орлами, орнаментальной резьбой и фигурными колонками. Окна оформлены сложными рамами, объединяющими по 3–4 окна. На старом деревянном вокзале, предшественнике нынешнего павильона, император Николай II торжественно встречал высоких гостей, в том числе президента Франции Эмиля Лубе, визит которого в 1902 году стал важным этапом укрепления русско-французских отношений. В период Первой мировой войны павильон использовался для доставки раненых в госпиталь. После 1918 года здание переименовали в Павильон Урицкого, и оно служило общежитием. В настоящее время в здании проводятся реставрационные работы, в ходе которых планируется восстановить исторический облик павильона, уникальные росписи и утраченные элементы декора. После завершения реставрации здание должно стать новой культурной доминантой города и частью масштабного проекта по возрождению исторического облика Царского Села.
Крушение императорского поезда произошло в октябре 1888 года на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов у станции Борки, когда царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Состав, нарушая правила того времени, состоял из 15 вагонов с 64 осями при допустимых 42, и его вели два паровоза разной конструкции, что категорически запрещалось. Скорость поезда достигала 68 км/ч, что на 17% превышало возможности головного паровоза, из-за чего возникли сильные вертикальные перегрузки, разрушившие верхнее строение пути. В момент катастрофы императорская семья находилась в вагоне-столовой, где Александр III, проявив недюжинную силу, удерживал обрушающуюся крышу, давая возможность близким спастись. Из 15 вагонов уцелело только 5, оснащённых автоматическими тормозами Вестингауза, при этом погибли 21 человек и около 24 получили ранения, двое из которых скончались позже. Император Александр III, его жена Мария Фёдоровна и дети получили лишь лёгкие травмы, что в официальной печати и церковной традиции интерпретировалось как чудо. Расследование причин катастрофы, проведённое прокурором А. Ф. Кони, выявило ряд технических нарушений: плохое состояние пути, гнилые шпалы и превышение допустимой скорости. В результате от должностей были отстранены министр путей сообщения К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон К. Г. Шернваль и другие ответственные лица. На месте трагедии был построен православный храм в память о чудесном спасении императорской семьи. Существует также версия о возможном теракте, согласно которой крушение могло быть вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара, связанным с революционными организациями, однако она не получила официального подтверждения.
Владимирская тиара — изысканное ювелирное украшение, созданное в 1874 году петербургским домом «Болин» по заказу великого князя Владимира Александровича для его невесты. Тиара состоит из пятнадцати перевитых бриллиантовых колец с жемчужными подвесками в центре каждого, что делает её уникальным произведением ювелирного искусства. Первой владелицей стала великая княгиня Мария Павловна, которая носила тиару на императорских балах. После революции украшение покинуло Россию и в 1921 году было приобретено королевой Марией Текской, бабушкой будущей королевы Елизаветы II. Мария Текская внесла изменения в дизайн тиары, сделав жемчужные подвески съёмными и добавив комплект изумрудных подвесок, известных как «кембриджские». В 1953 году Владимирская тиара перешла по наследству Елизавете II и стала одним из её любимых украшений. Королева носила тиару во всех трёх вариантах: с жемчужными подвесками, с изумрудными и без подвесок — так называемый «овдовевший» вариант. Елизавета II особенно предпочитает оригинальный вариант с жемчугом, так как является известной поклонницей жемчужных украшений. Владимирская тиара считается одним из самых изысканных и значимых украшений британской короны, воплотившим в себе историю двух монарших династий.
Усадьба Елисеевых: Заброшенные места Ленинградской области
Заброшенные здания всегда привлекают внимание людей. Они вызывают ощущение таинственности и загадочности, а их история часто скрыта за покосившимися стенами. Одним из таких мест является усадьба Елисеевых, расположенная в деревне Белогорка под Петербургом. История усадьбы Елисеевых В 1797 году императором Павлом I была пожалована территория на берегу реки Оредеж полковнику П. Ф. Малютину. В этом же году им была продана часть земель придворному советнику Ф.Ф. Белю, который в последствии основал усадьбу "Горка"...
Принцесса Диана: 4 культовых платья, вошедшие в историю
Принцесса Диана еще при жизни получила звание иконы стиля. Она во многом опережала время и любила экспериментировать с внешностью. Сегодня платья Дианы можно встретить на всех крупных аукционах мира, которые оцениваются в миллионы евро. Вспоминаем лучшие образы принцессы Уэльской, которые вошли в историю мировой моды и стали заслуженно культовыми. 1. В 1985 году Диана появилась на премьере фильма о Джеймс Бонде в серебряном платье от Брюса Олтфилда. Фасон отличался утрированной плечевой линией и декольтированной спиной...
Софи Лорен - 10 необычных фактов о жизни знаменитой актрисы
Обладательница премии "Оскар" и четырех премий "Золотой глобус" Софи Лорен считается одной из самых красивых женщин XX века. К своему 80-летию актриса опубликовала мемуары "Вчера, сегодня, завтра: моя жизнь", в которых делится воспоминаниями о молодости, карьере и семье. Книга содержит малоизвестные факты, способные удивить даже самых преданных поклонников кинозвезды. 1. Актриса росла в бедной семье, не имея даже собственной кровати. Детство Софи выпало на тяжелые военные и послевоенные годы. 2...
