Найти тему
Закреплено автором
Юлия Варенцова
На многих гениев эпохи мы смотрим глазами Крамского
17 · 4 месяца назад
Юлия Варенцова
Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие! Будучи ровесником своего сподвижника, отца Германа Подмошенского, иеромонах Серафим Роуз выглядел чуть ли не вдвое старше него – у Роуза было слабое здоровье, работала всего одна почка. Но трудился он и в огороде, и у печатного станка, не зная усталости и повторяя: «Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие!»Россия для отца Серафима была "духовной родиной", хотя он никогда не бывал по эту сторону железного занавеса. На каждой лекции и беседе он просил братьев–американцев молиться за гонимых христиан в СССР и говорил, что «свидетельства мучеников — самый драгоценный дар России Западу». Земной путь иеромонаха Серафима Роуза прервался очень рано и неожиданно, когда ему было всего 48 лет, в 1982-м году. Он упокоился на территории монастыря, который когда-то основал. Поклониться его могиле в Платину и сегодня едут христиане со всех концов мира. Целью своего творчества отец Серафим всегда называл сохранение "настоящего благоухания Православия". И в конце концов стяжал славу одного из самых ярких духовных писателей двадцатого века. А его служение и миссия стали уникальным примером бескомпромиссного подвижничества в современном мире. Из документального фильма "Иеромонах Серафим Роуз. Проповедники" подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
14 · 5 месяцев назад
Юлия Варенцова
Как произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского? Петербургский Казанский собор, в советские годы – Музей истории религии и атеизма. В 1990-м году храм уже возвращали верующим, музейщики освобождали помещения. Мощи Соловецких святых и благоверного князя Александра Невского, наконец, перестали считаться экспонатами и были переданы Церкви, больше никаких мощей в каталогах не значилось.Совершенно неожиданно, разбирая хранилища перед переездом, музейные работники нашли в одном из гобеленов большой сверток, а в нем – человеческие останки и шелковые рукавицы, на которых было вышито "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас". Находку сравнили с подробной описью мощей Серафима Саровского, составленной большевиками в 20-м году, и обнаружили их абсолютное сходство. Так мощи преподобного Серафима были обретены во второй раз. Торжественный крестный ход с этой святыней прошел от Москвы до Нижегородчины. Но в Саров, где батюшка прожил почти всю жизнь и где был похоронен, вход посторонним был по-прежнему запрещен. Было невозможно вернуть мощи преподобного Серафима туда, где они пребывали после канонизации – в крипту возле Успенского собора Саровской пустыни. Поэтому их принесли в Дивеево. Так сбылось пророчество самого Серафима Саровского. Он говорил, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И даже передал дивеевским сестрам свечу, с которой в монастыре через много лет после его кончины будут встречать его мощи. С перенесения мощей преподобного Серафима в 1991-м году началось возрождение всей Русской Церкви после 70-летних гонений. Дивеевская обитель с тех пор стала самым посещаемым монастырем России. А в Сарове теперь любят говорить, что это не только секретный город, где была создана атомная бомба. Но, главное, еще со времен батюшки Серафима, Саров - это духовный щит России. Из документального фильма "День ангела. Преподобный Серафим Саровский" https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
28 · 6 месяцев назад
Статьи
1 час назад
Почему Москва "похорошела" при князе Данииле? При князе Данииле в Москву впервые «понаехали» люди из других городов и земель. Ведь русское население в ту эпоху вынужденно скучилось между Окой и Волгой. Севернее – трудно выживать, южнее – нет житья от татар. Москва оказалась в самом центре Руси, со всех сторон ее окружали другие княжества, которые, как буфер, защищали ее от монгольских набегов. «Мир и тишина воцарились на Московской земле», - говорится в летописи. Как сказали бы сейчас, «Москва похорошела при Данииле». Переселенцев привлекала и особая налоговая политика князя. Константин Аверьянов, историк: Если крестьянин приходил на территорию московского княжества , он получал льготу – это 15 лет обычно , и он мог не платить налогов . Естественно , когда он уже укоренялся на этой земле ему он мог уже платить соответствующие деньги и взносы и так далее вот. И вот благодаря этой политике московское княжество ну достаточно быстро расширялось как и как в территориальном , так и в демографическом плане . По одной из версий историков, еще одним способом расширить московские владения для князя Даниила стал «брак по расчету», что в средние века было общей европейской традицией. Константин Аверьянов, историк: Если мы будем с вами брать историю Франции , то известно , что последнее большое феодальное владение ,герцогство Бретань, Французский король получил в результате брака с герцогиней Нормандской . Так Нормандия вошла в состав Франции . Примерно тоже самое было и у Даниила Александровича . Мы , к сожалению , не знаем ни имени его жены , ни откуда она была . Но есть предположение о том , что ближайший город к Москве –это имеется ввиду подмосковный Звенигород , он получил в результате брака на одной из княжон из черниговского княжеского дома . Недавние находки археологов показали, что в конце 13-го века, то есть в правление князя Даниила, Москва активно росла вширь, и здесь стали делать много керамики, что говорит об экономическом подъеме города. С именем Даниила связано и первое строительство вне стен московского Кремля, которое зафиксировали летописи, - Даниловский монастырь. Из нашего документального фильма "День Ангела. Благоверный князь Даниил Московский". подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
1 час назад
При князе Данииле в Москву впервые «понаехали» люди из других городов и земель. Ведь русское население в ту эпоху вынужденно скучилось между Окой и Волгой. Севернее – трудно выживать, южнее – нет житья от татар. Москва оказалась в самом центре Руси, со всех сторон ее окружали другие княжества, которые, как буфер, защищали ее от монгольских набегов. «Мир и тишина воцарились на Московской земле», - говорится в летописи. Как сказали бы сейчас, «Москва похорошела при Данииле». Переселенцев привлекала и особая налоговая политика князя. Константин Аверьянов, историк: Если крестьянин приходил на территорию московского княжества , он получал льготу – это 15 лет обычно , и он мог не платить налогов . Естественно , когда он уже укоренялся на этой земле ему он мог уже платить соответствующие деньги и взносы и так далее вот. И вот благодаря этой политике московское княжество ну достаточно быстро расширялось как и как в территориальном , так и в демографическом плане . По одной из версий историков, еще одним способом расширить московские владения для князя Даниила стал «брак по расчету», что в средние века было общей европейской традицией. Константин Аверьянов, историк: Если мы будем с вами брать историю Франции , то известно , что последнее большое феодальное владение ,герцогство Бретань, Французский король получил в результате брака с герцогиней Нормандской . Так Нормандия вошла в состав Франции . Примерно тоже самое было и у Даниила Александровича . Мы , к сожалению , не знаем ни имени его жены , ни откуда она была . Но есть предположение о том , что ближайший город к Москве –это имеется ввиду подмосковный Звенигород , он получил в результате брака на одной из княжон из черниговского княжеского дома . Недавние находки археологов показали, что в конце 13-го века, то есть в правление князя Даниила, Москва активно росла вширь, и здесь стали делать много керамики, что говорит об экономическом подъеме города. С именем Даниила связано и первое строительство вне стен московского Кремля, которое зафиксировали летописи, - Даниловский монастырь. Из нашего документального фильма "День Ангела. Благоверный князь Даниил Московский". подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
63 прочтения · 4 дня назад
"Прозорливость отца Серафима не вызывала у меня и моих монастырских друзей никаких сомнений"
Из книги митрополита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые": "Прозорливость отца Серафима не вызывала у меня и моих монастырских друзей никаких сомнений. Сам отец Серафим очень спокойно и даже несколько скептически относился к разговорам о чудесах и прозорливости. Как-то он сказал: — Вот все говорят, что отец Симеон был чудотворец, прозорливый. А я, сколько с ним жил рядом, ничего не замечал. Просто хороший монах. Но я не раз на своей судьбе испытал силу дарований отца Серафима. Как-то летом 1986...
6 прочтений · 4 дня назад
Большую Ордынскую дорогу проложил и обстроил заставами Даниил Московский
В конце 13-го века второй сын Александра Невского Дмитрий занимал великое княжение владимирское, то есть был главным, великим князем на Руси. Его брат Андрей то и дело оспаривал этот статус. Великокняжеский стол был постоянным объектом соперничества. Московское княжество оказалось между двух огней этой вечной братской междоусобицы. Даниил выбрал осторожную политику – он лавировал между старшими братьями и не ввязывался в борьбу за право на великое княжение. Он занимался своей вотчиной - укреплял и обустраивал Москву...
4 прочтения · 5 дней назад
Сегодня, 12 сентября, Церковь празднует Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского. В конце 13-го века второй сын Александра Невского Дмитрий занимал великое княжение владимирское, то есть был главным, великим князем на Руси. Его брат Андрей то и дело оспаривал этот статус. Великокняжеский стол был постоянным объектом соперничества. Московское княжество оказалось между двух огней этой вечной братской междоусобицы. Даниил выбрал осторожную политику – он лавировал между старшими братьями и не ввязывался в борьбу за право на великое княжение. Он занимался своей вотчиной - укреплял и обустраивал Москву. Однажды князь Андрей, который претендовал на владимирский престол, поехал к ордынскому хану Тохте жаловаться на брата, князя Дмитрия, который этот престол занимал. Хан поддержал Андрея и взялся сменить власть на Руси, оказав Андрею военную помощь. Карательный поход на земли Дмитрия и его сторонников возглавил брат хана Тудан, или, как его называли русские, Дюдень. Татарское войско тогда захватило 14 крупных русских городов, разорило подчистую всю Владимирскую и всю Тверскую область. В самом Владимире, в знаменитом Успенском соборе даже выдрали из пола узорчатые медные плиты. Как рассказывает летописец, Дюденева рать «московского Данила обольстиша», взяла и Москву. Как именно «обольстили», то есть обманули князя Даниила, не уточняется. Когда ордынское войско разграбило город и отправилось восвояси, Даниил бросил все силы на восстановление Москвы. Причем, не за счёт налогов, а на собственные доходы от дальних вотчин. Князь даже раздавал пострадавшим от набега москвичам «материальную помощь» из своего кармана. А для «гастарбайтеров» - строителей, которые приехали трудиться на московских новостройках, - князь устроил столовые с бесплатной пищей и кров для ночлега. В 1300 году Даниилу удалось присоединить к московскому княжеству Коломну. Это была стратегическая точка на карте – она давала москвичам выход к реке Оке, водному пути на восток. С этого первого приобретения и начался двухвековой процесс объединения Русского государства вокруг Москвы. К тому же, князю Даниилу было важно обеспечить безопасность южных границ московского княжества – ведь именно там пролегал путь из Москвы в Орду. Улица Большая Ордынка – когда-то Большая Ордынская дорога. Начиналась она от стен Кремля, потом через мост вела на этот, болотистый, берег. По-татарски болото – это "балчик": отсюда название соседней улицы Балчуг. Дальше дорога проходила по нынешней Большой Ордынке, потом примерно вдоль современного Варшавского шоссе на юг. Большую Ордынскую дорогу проложил и обстроил заставами князь Даниил. Так он сделал Москву крупным транспортным узлом – через нее стали возить товары из других русских городов в Сарай, столицу Орды. Даниил присоединил к своему княжеству и Переславль-Залесский – этот город с окрестностями ему завещал тамошний князь, умерший бездетным. И это было еще одним важнейшим приобретением для Москвы. Ведь теперь она через Плещеево озеро и сеть небольших рек получила выход к самому главному торговому пути Руси — Волге. Вообще, за все время княжения Даниил сумел расширить свое «Подмосковье» почти в три раза. Из нашего документального фильма "День Ангела. Благоверный князь Даниил Московский". подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
5 прочтений · 5 дней назад
Архимандрит Серафим (Розенберг) Из книги митрополита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые": "Прозорливость отца Серафима не вызывала у меня и моих монастырских друзей никаких сомнений. Сам отец Серафим очень спокойно и даже несколько скептически относился к разговорам о чудесах и прозорливости. Как-то он сказал: — Вот все говорят, что отец Симеон был чудотворец, прозорливый. А я, сколько с ним жил рядом, ничего не замечал. Просто хороший монах. Но я не раз на своей судьбе испытал силу дарований отца Серафима. Как-то летом 1986 года я проходил мимо кельи старца и увидел, что он собирается сменить лампу в фонаре на своем крыльце. Я принес табурет и помог ему. Отец Серафим поблагодарил и сказал: — Одного послушника архиерей забрал в Москву на послушание. Думали, что ненадолго, а он там и остался. — Ну и что? — спросил я. — Ну и все! — сказал отец Серафим. Развернулся и ушел в свою келью. В недоумении я пошел своей дорогой. Какого послушника? Какой архиерей?.. Через три дня меня вызвал наместник архимандрит Гавриил. Он сказал, что ему сегодня позвонил из столицы архиепископ Волоколамский Питирим, председатель издательского отдела Московского Патриархата. Владыка Питирим узнал, что в Печерском монастыре есть послушник с высшим кинематографическим образованием, и обратился к отцу наместнику с просьбой прислать его в Москву. Срочно требовались специалисты, чтобы готовить кино — и телевизионную программу к Тысячелетию Крещения Руси. Празднование намечалось через два года. Послушником, о котором шла речь, был я. Не помню в моей жизни дня страшнее. Я умолял отца Гавриила не отправлять меня в Москву, но он уже принял решение: — Я из-за тебя с Питиримом ссориться не буду! — отрезал он в ответ на все мои мольбы. Лишь позже я узнал, что возвращение в Москву было еще и давней просьбой моей мамы, которая надеялась отговорить меня от монашества. Отец Гавриил очень жалел ее и ждал повода отправить меня к безутешной родительнице. А жесткие формулировки были в его обычном стиле. Конечно, я сразу вспомнил свой последний разговор с отцом Серафимом о послушнике, об архиерее, о Москве и бросился к нему в келью. — Воля Божия! Не горюйте. Все к лучшему, вы сами это увидите и поймете, — ласково сказал мне старец. Как же тяжело, особенно в первое время, было снова жить в Москве! И тяжело именно потому, что, просыпаясь ночью, я осознавал: поразительный, несравнимый ни с чем мир монастыря — с отцами Серафимами, Иоаннами, Нафанаилами, Феофанами, Александрами — далеко, за сотни километров. А я здесь, в этой Москве, где ничего подобного нет."
15 прочтений · 6 дней назад
Орден героя Крымской войны на ветеране подчеркивает драматизм сюжета картины Перова
Однажды вместе с приятелем Перов отправляется в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру: идут пешком, традиционным маршрутом через Мытищи, "русский Эвиан", где много чистых родников и принято пить чай. Там-то Перов и увидит свой самый знаменитый сюжет: тучного монаха, его келейника и прислужницу. Обычная бытовая зарисовка в исполнении Перова вырастает в остросоциальную драму.Угол стола как будто делит картину пополам. В левой и правой ее части – словно два разных мира: по одну сторону - сытый поп, по другую – нищий солдат и мальчик...
2 прочтения · 6 дней назад
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы, 1862 Однажды вместе с приятелем Перов отправляется в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру: идут пешком, традиционным маршрутом через Мытищи, "русский Эвиан", где много чистых родников и принято пить чай. Там-то Перов и увидит свой самый знаменитый сюжет: тучного монаха, его келейника и прислужницу. Единственное, что художник припишет от себя – это калеку-солдата, который просит милостыню. Тогда, после Крымской войны, действительно, на улицахгородов встречается много таких изувеченных фронтовиков. Обычная бытовая зарисовкав исполнении Перовавырастает в остросоциальную драму.Угол стола как будто делит картину пополам. В левой и правой ее части – словно два разных мира: по одну сторону - сытый поп, по другую – нищий солдат и мальчик. Рука, протянутая за подаянием, остается ни с чем. Орден героя Крымской войны на ветеране подчеркивает драматизм сюжета. Как последователь самого актуального на тот момент направления в искусстве, критического реализма, Перов убежден: главная задача художника – обличение пороков общества и создание произведений, которые имели бы, по выражению Чернышевского "значение приговора о явлениях жизни".Именно такое «сгущение образов» социальной несправедливости в живописи 60-х годов рассматривается в качестве главного художественного приёма. Живописцам пореформенной России кажется, что достаточно продемонстрироватьнедостатки общества публике для того, чтобы их искоренить. Из моей книги «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века» подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
5 прочтений · 2 недели назад
Сегодня, 6 сентября, Церковь празднует день памяти святителя Петра, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. В эпоху татаро-монгольского ига именно благодаря святителю Петру и его последователю - митрополиту Алексию древняя Москва стала столицей. И Высоко-Петровский монастырь и сама улица Петровка носят его имя - имя первого святого города Москвы. Смотрите наш фильм из цикла "День Ангела": https://vk.com/video-55490878_456481317 подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
7 прочтений · 2 недели назад
«Доброжелательствуй всякому, – даже врагу твоему или врагу твоей православной веры и твоего отечества, чтобы исполнить точно Закон Христа Бога, повелевшего любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим нас (см.: Мф.5:44). Если же пожелаешь зло и позлорадствуешь врагу, то нарушишь закон Божий, закон любви, закон жизни; сотворишь лукавство и самосуд пред Господом, и себе причинишь вред и зло, лишишься мира сердечного и отягчишь душу грехом. Врагам правой веры – то есть Православной Церкви, – и отечества отмстит праведный Господь, сказавший – чрез Апостола: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «у Мне отмщение, Я воздам.» Отец Иоанн Кронштадтский.
Видео