Найти в Дзене
Лосев А.Ф. "Античный космос и современная наука".

Лосев А.Ф. "Античный космос и современная наука".

Курс лекций по предлагаемому материалу.
подборка · 10 материалов
11 месяцев назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
В этой лекции я помещю примечание Лосева, относящееся к предыдущему пункту. Здесь вновь приводится резюме глав из сочинений Плотина, а именно глав V 5,1 и 2. V 5,1 1) Истинный ум был бы неумным, если бы он не обладал всегда полным знанием, не гадательным или вероятным, не заимствованным и выводным, а всецелым и абсолютным. 2) Если ум не содержит в себе абсолютно полного знания себя, то: а) никто и никак не мог бы отличить знание, присущее уму, от знания, приходящего извне; b) он сам для себя не был бы достоверным и не мыслил бы (полностью) того, что мыслит...
1 год назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
Итак, Четверица - «корень жизни». Но есть ещё и десятерица. Она — самая жизнь конкретной вселенной. Прослеживая развёртывание четверицу в десятерицу можно увидеть, как первоматерия как бы сгущается в центре; оплодотворённая Эфиром (Нусом), она превращается в мировое яйцо. В пифагорейском «Священном слове» сказано: «могучее Время родило в Эфире блестящее яйцо», мировой шар, в котором зарождаются различные космические божества. В этом мифе можно выделить одну универсальную антитезу пифагорейства...
1 год назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
Далее Лосев предлагает рассмотреть так называемую четверицу, которую, по-видимому, надо считать основной пифагорейской. В неё входит, прежде всего, Эфир. Прокл в комментариях на «Тимея» называет его Монадой, которая «выше диады», или, «если хочешь выразиться орфическим языком, Эфир выше Хаоса». Стобей видел в этом мифическое лоно позднейшего Нуса: «Ум — неложный, царственный, негибнущий Эфир». Второеначало есть диада, или первоматерия, о чём прямо говориться: «Пифагорики применили диаду к материи»...
1 год назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
Диалектика, как свидетельствует Алексей Фёдорович — душа античной философии. Именно в античности были выработаны схемы, использующиеся и поныне во вской диалектике. Потому, далее, Лосев намечает самое основание греческой диалектики. Диалектика — точнейшее знание в понятиях. И в понятиях она живая жизнь. Как точное знание в понятиях, она и дальше всего от жизни, которая и не точна и не понятийна. Но по своему предмету диалектика и есть жизнь. И она ближе иных конструкций подходит к жизни. Поэтому...
1 год назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
Наконец, и это последний у Лосева пункт в его определениях диалектики, основная и общая диалектика должна дать внутренне-эйдетически связанную систему категорий, начиная с самовозникающего и первичнейшего элемента эйдоса и кончая эйдосом как именем. И правда, только в имени мы впервые встречаемся реально с вещью. Пока нет имени вещи, с вещью нет смыслового общения в разуме. С такой вещью можно общаться животно, растительно, механически-машинно, как хотите, но только не в разуме и не с подлинным смыслом вещи...
1 год назад
А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.
Шестой пункт в определении античной диалектики указывает на то, что диалектика (общая и основная) есть логическая конструкция категориальной структуры эйдоса как бытия, основанного на самом себе и от себя самого зависящего, причём такая конструкция обладает абсолютно универсальным характером, захватывая все мыслимые и вообразимые типы бытия, так что и все не-эйдетические, иррациональное и не-логическое должно быть в вечно-неразрушимой эйдетической связи с чистым эйдосом. Что диалектика охватывает всё — это вытекает из того, что это «всё» то, что мы вообще знаем, и есть эйдос...