Найти в Дзене
Уроки музыки 1 класс

Уроки музыки 1 класс

Краткое содержание уроков из программы "Уроки музыки 1-8 класс".
подборка · 16 материалов
Уроки музыки 1 класс. Пост "Книги о музыке". Часть первая. www.уроки-музыки.рф Друзья, в сегодняшнем посте я хочу предложить вам вместе с детьми познакомиться с книгами, в которых говориться о музыке простым и доступным языком. СЛАЙД 1. Свой обзор начну с книги сказок «Музыка-кудесница». В этом издании собраны сказки разных народов мира. Читая вместе с ребенком эти истории, вы узнаете, как с помощью игры на дудочке герои побеждают не только злых и хитрых людей, но даже одолевают нечистую силу. Также вы встретите названия национальных инструментов Карелии (кантеле), Грузии (чонгури), Казахстана (домбра). А еще узнаете, почему вороны каркают, соловьи поют по вечерам и о многом другом. Некоторые сказки можно читать с детьми дошкольного возраста. Обсуждая образы этих историй, вы сможете постепенно пробудить интерес малыша к миру музыкального искусства. СЛАЙД 2. Для любителей детективных историй предлагаю познакомиться с книгой Евгении Русиновой «Слава Музыкалкин и пропавший треугольник». Уже хорошо знакомые ребятам инструменты оживают на страницах книги и оказываются подозреваемыми в деле пропажи треугольника. В роли детектива выступает гобой. Автору удается держать интригу до самого финала, а в описании досье на каждого участника оркестра рассказать о главных особенностях инструментов, дополняя эти сведения интересными фактами (например, почему гобой занесен в книгу рекордов Гиннеса). Читая книгу Евгении Русиновой, вы также узнаете о значениях слов «унисон», «пюпитр» и др. Издание украшают замечательные иллюстрации художницы Елены Смешливой. СЛАЙД 3. Еще одна захватывающая история про пропажу мелодии рассказана на страницах книги Клары Р. Хитц «Петер в стране музыкальных инструментов». После посещения концерта мальчику Петеру очень понравилась мелодия, прозвучавшая со сцены, но он ее скоро забыл и сильно расстроился. И вот во сне Петер с помощью феи отправляется в сказочное путешествие, где его ожидают настоящие приключения. Петер знакомится с королем страны музыкальных инструментов – величественным органом, а потом успешно проходит испытания, во время которых делает много открытий – как играть на фисгармонии, как отличать мажор от минора и др. А дальше ему удается прокатиться на автомобиле по нотному стану и даже отправиться в качестве посла в страну механической музыки. Повествуя об этих приключениях, автор очень тонко и умело рассказывает о многих музыкальных понятиях. Например, управлять автомобилем нужно с помощью кнопок у которых есть названия: кнопка «адажио» обозначает медленную езду, а кнопка «престо» быструю. Конечно, эта история закончится хорошо. Петер найдет пропавшую мелодию и окажется, что это тема одной из симфоний великого немецкого композитора – Людвига ван Бетховена. Ну а в конце книги вас ждет «Письмо Петера-музыканта детям», где вы сможете прочитать значения встретившихся в этой истории музыкальных слов. Все предложенные книги вы найдете в интернете, а я пока закончу небольшой обзор. В следующий раз вас ждет еще одна подборка книг, адресованных для ребят более старшего возраста. #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол#урокимузыкидляшкольников#урокимузыкидляпедагогов#урокимузыкидляшкольников#
Уроки музыки 1 класс. Урок №11. Профессия-дирижер оркестра. www.уроки-музыки.рф Сегодня я познакомлю вас с профессией дирижера. Дирижирование родилось в глубокой древности. Древние народы Египта и Ассирии оставили нам вырезанные на камне изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. СЛАЙД 1. Но вот мы снова оказались в Древней Греции, а точнее попали в древнегреческий театр. На полукруглой площадке когда-то стоял хор, а дирижерские обязанности выполнял «запевала». Он задавал тон певцам и с помощью окованной железом подошвы громко отбивал ритм музыки. В древности появился вид дирижирования, получивший название «хейрономия». В переводе с греческого языка это слово обозначает «рука» и «закон, правило». СЛАЙД 2. С помощью рук и движения пальцев, а также движения головы и корпуса музыканты стали показывать направление мелодии, ее темп, ритм и многое другое. А на слайде перед вами фрагмент египетского барельефа, на котором видно двух «дирижеров», показывающих арфисту нужную высоту звука. СЛАЙД 3. Прошло много веков и дирижеру понадобился специальный предмет, с помощью которого можно было отбивать сильные доли и сам ритм музыки. Такой предмет назвали «баттута». Это итальянское слово. Его перевод - «бить, ударять». С помощью баттуты «дирижировали» в оперных театрах и даже в церковных хорах почти шесть веков тому назад. А делать баттуту могли не только из дерева, но, например, из чистого золота. СЛАЙД 4. В 17-м столетии роль дирижера перешла к клавесинисту или органисту. Он определял темп, подчеркивал ритм своей игрой, а еще подавал сигналы музыкантам кивком головы, взглядом, отстукиванием ритма ногой. Именно так поступал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Но так управлять коллективом было не очень удобно и в 18-м столетии у дирижера появляется помощник – первый скрипач, которого называли концертмейстер. Концертмейстер не только помогал своей игрой, но и показами смычком. Так появилось двойное дирижирование, а в оперных спектаклях могло быть сразу пять дирижеров! СЛАЙД 5. Во второй половине 18-го столетия постепенно дирижирующий скрипач-концертмейстер становится единоличным руководителем ансамбля музыкантов. Но со временем сама симфоническая музыка становилась все сложнее и человек, управляющий оркестром, должен был отказаться от игры на каком-либо инструменте. Так появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. Одним из первых за пульт встал Йозеф Гайдн. СЛАЙД 6. Однако у дирижера была одна особенность. В то время дирижеры стояли лицом к публике, потому что показывать спину слушателям считалось неприличным. На слайде вы видите Бетховена. СЛАЙД 7. Но вот однажды немецкий композитор Рихард Вагнер решил повернутся к публике спиной. В искусстве управления оркестром произошел настоящий переворот, так как наконец-то дирижер оркестра и музыканты смогли находить взаимопонимание в мельчайших исполнительских деталях музыкального произведения. СЛАЙД 8. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, стал немец Ганс фон Бюлов. СЛАЙД 9. Ну а дальше мы поговорим о двух главных «помощниках» дирижера. Один из них – дирижерская палочка. С ее помощью он показывает ритм и темп, а также вступление инструментам оркестра. Второй «помощник» - оркестровая партитура. Это особая запись музыки, где для каждого инструмента есть своя отдельная строчка. Дирижер должен не только разбираться в такой записи, но также обладать безупречным слухом, музыкальной памятью, знанием возможностей всех симфонических инструментов. А еще он должен быть очень образованным человеком, так как именно он создает художественный образ произведения. В завершении сегодняшнего разговора предлагаю вам посмотреть, как дирижирует музыкой уже известной вам пьесы «Весна и осень» Георгия Васильевича Свиридова выдающийся русский дирижер - Владимир Иванович Федосеев. https://ruturutube.ru/...9dc #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки1класс#
Уроки музыки 1 класс. Урок №10. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк». www.уроки-музыки.рф В этот воскресный день я хочу познакомить вас со сказочной историей, которую создал Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году. Однажды директор Центрального детского театра - Наталья Ильинична Сац, обратилась к Прокофьеву с просьбой сочинить произведение для детей, чтобы познакомить их с инструментами симфонического оркестра. Композитору идея очень понравилась. Он с воодушевлением принялся сочинять симфоническую сказку, написав не только музыку, но и текст. Чтобы знакомство было более интересным и образным, у каждого героя сказки появилась тема, которую играл определенный музыкальный инструмент. На уроке с ребятами мы совершим путешествие в музыкальный мир сказки, где, благодаря красочной презентации, они сами будут «наполнять» симфонический оркестр теми инструментами, которые изображают героев истории. Так в программе «Уроки музыки» дети не только запоминают инструменты, но и постепенно развивают тембровый слух, позволяющий в последствии раскрывать музыкальные смыслы симфонических произведений. Итак, эта сказка начинается ранним утром, когда главный герой - пионер по имени Петя выходит на большую зеленую лужайку. В его мелодии много радости и даже озорства. Она то словно пританцовывает, то звучит плавно. СЛАЙД 1. Петю изображает квартет струнных смычковых инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. Сейчас вы услышите две темы. Одна принадлежит Пете, а другая героине, которую он увидел на высоком дереве… rutube.ru/...a88 Музыка изобразила маленькую Птичку. Ее мелодия звучала быстро, высоко. Можно представить, как Птичка порхает, машет крылышками. СЛАЙД 2. Добавляем в наш оркестр - флейту, относящуюся к группе деревянных духовых инструментов. А пока мы любовались Птичкой, в приоткрытую калитку кто-то вошел... Это была Утка. Ее неторопливая и неуклюжая мелодия изобразила, как эта важная героиня переваливается с лапки на лапку, да еще и крякает, направляясь к пруду. СЛАЙД 3. Ну а в оркестр попадает еще один деревянно-духовой инструмент – гобой. Утка начинает спорить с Птичкой о том, кто из них настоящая птица - Утка, которая не летает, но плавает, или Птичка, которая плавать не умеет. Пока они так увлеченно разговаривают, за ними кое-кто начинает наблюдать… Это кошка. Ее мелодия звучит осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны шаги Кошки, как будто она крадется. СЛАЙД 4. Ее музыкальный «портрет» изобразил представитель группы деревянных духовых инструментов под названием кларнет. Кошка уже приготовилась поймать одну из спорщиц, но Петя успевает их предупредить, и Птичка взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду… rutube.ru/...93b А теперь вы услышите тему Дедушки Пети. Дедушка обеспокоен тем, что внук ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк?» В мелодии слышно, как он ходит и ругает Петю. Его голос озвучен самым низким деревянным духовым инструментом – фаготом. Сейчас вы не только услышите музыку, но и увидите сам фагот, а также то, как рассказывает эту историю Н.И.Сац. rutube.ru/...d1f СЛАЙД 5. Вскоре действительно появляется Волк. В наш оркестр добавляются медные духовые инструменты - валторны. Кошка залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда. Волк настигает Утку и проглатывает ее. Дальше Пете с помощью веревки удается поймать Волка. Вдруг из леса появляются Охотники, которые давно следили за хищником. В руках у них большие ружья, которые громко стреляют. СЛАЙД 6. Звуки выстрелов изображены ударными инструментами - литаврами и большим барабаном. Петя помогает Охотникам связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием. Так эта история подошла к концу. В завершении я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который был снят по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Приятного просмотра. rutube.ru/...4bb #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки#.
Уроки музыки 1 класс. Урок №9. Итоговое занятие. Путешествие в мир музыкальных инструментов. www.уроки-музыки.рф Друзья, сегодня нам предстоит закрепить знания о музыкальных инструментах, с которыми вы уже немного познакомились. Но такие «знакомства» мы будем обязательно продолжать в каждом классе моей программы «Уроки музыки». Благодаря интересным и увлекательным текстам программы, а также ярким презентациям и многочисленным игровым заданиям, такие «знакомства» нередко побуждают детей самим научиться играть на каком-либо инструменте, или сходить на концерт, где будет звучать симфонический или народный оркестр. Для того, чтобы вспомнить «имена» и особенности внешнего вида и звучания инструментов, я задам множество загадок, на которые ребята ответят без особого труда. Предложу вам лишь несколько вопросов…Итак: СЛАЙД 1. Успех мне в группе медных обеспечен. Еще я есть в домах, где топят печи. Сквозь весь оркестр пробьется голос мой – Никто не устоит перед… (о. – трубой.) СЛАЙД 2. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны. Мотив звучит издалека, Поет про вечер лунный. Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка. Для нас мечтательный мотив, Играет нежно… (о. – скрипка.) СЛАЙД 3. Он стоит в концертном зале. Клавесином был вначале. В мире звуков он – король. «Фа диез» и «Си бемоль» Очень дружно в нем живут. Стоя рядом с ним поют, Сидя рядом с ним играют, Клавиши перебирают, Нажимают на педаль. Этот инструмент… (о.– рояль.) Напомню - первым «инструментом» был человеческий голос. Только потом наши предки заметили, что звук можно извлекать с помощью различных предметов. Когда люди высекали огонь - поняли, что так можно поддерживать ритм первых танцев. Натянутая тетива охотничьего лука помогала не только точно поразить цель, но и красиво звучала от прикосновения руки. А еще на охоте стали использовать призывные звуки морской раковины, а во время отдыха, вдыхая воздух в обычную тростинку – извлекать красивые и нежные звучания. Так сама природа разделила все инструменты на три семьи: … ударные, струнные и духовые. И мы с вами уже знаем, какие инструменты живут в семье струнных, а какие в семье духовых. Во время урока ребят ждет много игровых заданий. Для «разминки» им предлагается изобразить игру на инструментах, которые я буду называть, а если прозвучит не музыкальный инструмент, то нужно хлопать в ладоши. Попробуйте и вы сыграть: на скрипке, на флейте, на кларнете, на контрабасе, на утюге… Конечно, на уроке таких заданий будет много, но вы тоже можете продолжить игровую ситуацию, придумав свои варианты. Ну а дальше наши игры становятся еще интереснее. Так, например, мы поиграем в «склад музыкальных инструментов», где, благодаря одному непоседливому котенку, перепутались все их названия… Я раздам карточки с наборами букв, с помощью которых мы исправим эту ситуацию. А затем нас ждет еще одна «интерактивная» игра, во время которой ребятам надо правильно определить – какие инструменты входят в то или иное музыкальное семейство. В завершении урока я расскажу детям одну поучительную историю о мальчике Вите и стране музыкальных инструментов, но продолжение этой сказочной истории каждый придумает сам… А вам в заключении сегодняшнего урока предлагаю посмотреть видеоролик, в котором как раз показаны фрагменты занятий с учащимися с использованием всех упомянутых видов и форм работы. clck.ru/...ran На этом я прощаюсь с вами до новых встреч! #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол#урокимузыкидляшкольников#урокимузыкидляпедагогов#урокимузыкидляшкольников#.
Уроки музыки 1 класс. Урок №8. История рождения фортепиано. www.уроки-музыки.рф СЛАЙД 1. Сегодня мы поговорим о фортепиано. У этого замечательного инструмента долгая и интересная история, которая начинается с совсем простого предшественника под названием «монохорд» - прямоугольного ящика с единственной струной. СЛАЙД 2. Своим рождением монохорд обязан Пифагору - одному из выдающихся ученых Древней Греции. Пифагором и его учениками было проделано множество опытов с монохордом, позволивших математически описать поведение звучащей струны. Эти выводы впоследствии легли в основу науки, которая была названа музыкальной акустикой. СЛАЙД 3. Со временем потомки монохорда превратились в инструмент, который в течение нескольких веков будет волновать сердца музыкантов и слушателей. Его имя - клавикорд. Первые клавикорды представляли собой небольшие продолговатые ящички, которые можно было положить на стол или даже на колени и исполнить на них музыкальную пьесу, а еще поиграть на крышке инструмента в шахматы, или использовать для дамского рукоделия. С ростом популярности инструмента менялся его внешний вид – корпус создавался из дорогих пород древесины и украшался согласно веяниям времени и моды. А еще у «дедушки рояля» появились собственные ноги. Всем был хорош клавикорд: удобен, красив, а его звук был нежен и приятен, но, к сожалению, играл он слишком тихо. Послушайте музыку И.С.Баха, исполняемую на этом удивительном инструменте … rutube.ru/...978 СЛАЙД 4. Но вот появился красавец клавесин. В отличие от клавикорда, звучание клавесина всегда было одинаковым. Обратите внимание на то, что у этого инструмента встречается две и даже три клавиатуры (мануала). А еще у клавесина есть свои загадки… Одна из них связана с птицами и механикой инструмента. Об этом ребята узнают на уроке. Ну а о том, как же звучал клавесин, вам «расскажет» пьеса французского композитора XVII века Луи-Клода Дакена «Кукушка». rutube.ru/...667 А теперь давайте представим, что мы перенеслись в самое начало 18-го столетия… СЛАЙД 5. Наступил 1709 год. Коллекция клавесинов принца Фердинандо известна далеко за пределами Италии. Хранитель этой коллекции – Бартоломео Кристофори всю жизнь занимался конструированием клавесинов. Сегодня он приготовил сюрприз, которым на этот раз собирается удивить гостей дома… «Клавесин с тихим и громким звуком»! «Забавно назвал мастер свою новинку» - переговариваются гости, поглядывая на Кристофори. Отзвучало первое произведение… «Любопытно, весьма любопытно. Но обычный клавесин всё же привычней… Да... И лучше». Тогда никто не понял, что родился новый тип клавишного инструмента и именно его ждет большое будущее. Этот инструмент получил название фортепиано. СЛАЙД 6. На слайде вы видите рояль. Название инструмента в переводе с французского языка означает «королевское фортепиано». Это вид фортепиано, который, благодаря своим возможностям, может играть, как целый оркестр! Его звучанием наслаждаются в концертных залах, а вот фортепиано из-за меньших размеров умещается и в обычной комнате. Во время урока ребята узнают много интересных подробностей про «предков» фортепиано в разных культурах и странах, увидят разнообразные варианты клавесинов и клавикордов и услышат их звучание в музыке европейских композиторов. А еще они узнают, благодаря чему фортепиано приобрело огромные исполнительские возможности и стало одним из любимых инструментов для композиторов и исполнителей. Такое знакомство с каждым из инструментов в моей программе «Уроки музыки» позволяет расширять музыкальный и исторический кругозор детей и приобщать их к музыкальным стилям и звучаниям разных культур, эпох и стран. СЛАЙД 7. Ну а в финале разговора о рождении фортепиано я предлагаю вам посмотреть, как выразительно и красиво исполняет свою собственную пьесу на рояле современный доминиканский пианист и композитор Майкл Ортега и прощаюсь до новой встречи в мире музыкального искусства. rutube.ru/...c8e #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#
Уроки музыки 1 класс. Урок №7. Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра. www.уроки-музыки.рф Приветствую вас, уважаемые родители! СЛАЙД 1. Сегодня наша тема посвящена знакомству с певучими инструментами, которые представляют струнно-смычковую группу симфонического оркестра. Имя первой «героини» вы узнаете из поэтического отрывка Самуила Маршака: То, что слову не дается, Пусть без слов расскажут звуки. Взять мне скрипку остается, Взять смычок и скрипку в руки… В скрипке громы раздаются, Скрипка сердце рвёт на части… Если струны не порвутся, Я сыграю вам о счастье. СЛАЙД 2. Скрипка родилась достаточно поздно, только в XV веке. Долгое время она считалась инструментом, созданным для простых людей, и не звучала в концертных залах или во дворцах. СЛАЙД 3. Первые предки скрипки появились в Европе более 1000 лет тому назад. Это были испанский фидель и арабский ребек. Эти инструменты внешне выглядели немножечко смешно - коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом, но без них в течение пятисот лет не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты. Потом мастера долго их совершенствовали и вот наконец появилась виола. СЛАЙД 4. Виолы были разных размеров. На большом инструменте музыканты приспособились играть стоя, на инструменте средних размеров могли играть сидя и при этом держать его на коленях. А вот позже музыканты приспособились упирать виолу в плечо. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки. Вначале на ней играли бродячие музыканты. Она звучала в трактирах, на площадях городков, где часто устраивались концерты для всех любителей скрипичной игры. СЛАЙД 5. Своим современным видом и особенным звучанием скрипка обязана итальянским мастерам Амати, Страдивари и Гварнери. Благодаря их мастерству, голос скрипки стал очень близок к голосу человека и смог выразительно передавать эмоции и чувства через инструментальную музыку. На скрипке можно исполнять как лирические мелодии, так и быстрые пассажи. За такие удивительные возможности ее называют «королевой оркестра». А сейчас я предлагаю вам послушать «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова, написанный для высокого женского голоса с фортепиано в исполнении симфонического оркестра и обратить внимание на то, с каким мастерством скрипка передает все оттенки и чувства этой одухотворенной и выразительной мелодии… rutube.ru/...78b А теперь я немного расскажу о других участниках струнно-смычковой группы. СЛАЙД 6. Альт тоже часто называют скрипкой. По внешнему виду они похожи, но альт больше по размеру, чем скрипка. Этот инструмент имеет свой характерный тембр: мягкий, грудной, выразительный. Кстати, альтом также называется низкий детский или женский голос. СЛАЙД 7. У виолончели совсем другой тембр. Это певучий, мелодичный инструмент с глубоким, теплым звуком. В давние времена на виолончели играли стоя, ставя ее на специальный стульчик. Позднее приспособили металлический шпиль, и исполнитель на ней теперь играет сидя. СЛАЙД 8. Контрабас - самый низкий по звучанию струнный инструмент, но его роль очень велика. Контрабас является фундаментом, на который опирается звучание скрипки, альта и виолончели. Он самый громоздкий, самый большой по размеру инструмент. На нем играют, стоя или сидя на специальных высоких табуретах. Играть на контрабасе очень трудно. Поэтому, как сольный инструмент он практически не используется. Как и в предыдущих занятиях программы «уроки музыки», обобщить материал ребятам помогут стихи и загадки, а также музыкальные произведения, которые они не только услышат, но и увидят из представленных видео роликов. В завершение урока хочу и вам показать симфонический оркестр, где можно увидеть и услышать, как выразительно звучат струнно-смычковые инструменты, исполняя музыку из балета «Щелкунчик» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. clck.ru/...zws #музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#.