Найти в Дзене
Меч и магия

Меч и магия

О произведениях в сеттинге меча и магии
подборка · 37 материалов
Ещё одна сюжетная концепция, которую ни за что не воплотит нынешняя аниме-индустрия…
В недавней статье я привёл пример сюжета, вроде бы оригинального, однако бесперспективного в современной японской поп-культуре (иными словами, та попросту не дала бы ему ход!). Ну, а сейчас представлю ещё одну сюжетную концепцию, которую точно также не одобрила бы нынешняя индустрия аниме / манги / ранобэ. Речь пойдёт о потенциальном исекае (попаданчестве в мир меча и магии). Вот только попаданцем окажется не ОЯШ и не клерк, а… якудза. В своей родной Японии он погибает в бандитской разборке; но по какой-то причине перерождается в мире фэнтези...
Обзор аниме “Жизнь мужчины средних лет в другом мире” или «Японцы, конечно, хитрые; но уже палятся по-крупному»
Эта статья, однозначно, понравится не всем читателям, а возможно – даже окажется самой спорной на канале. Тем не менее, я давненько собирался поднять нынешнюю тему – и, по-моему, нет смысла продолжать откладывать её. Что эта за тема? Узнаете в процессе; постараюсь раскрыть оную через обзор аниме “Жизнь мужчины средних лет в другом мире”, переводимого у нас, как “Жизнь сорокалетнего мужчины в другом мире”; второй вариант неверен, т. к. протагонисту 38 лет, и в оригинальном названии присутствует термин...
Ещё немного о мечниках и магах в японских произведениях! Этот пост является дополнением к предыдущей статье, где я упомянул, что аниме не любит размывать границу м/у образами мечника и мага, т. е. наделять первого полноценной магией и вручать второму нормальный меч. Но, похоже, не все поняли, что я имел в виду; поэтому сделаю несколько уточнений: 1. Как упоминалось уже в начале той статьи - "есть нюансы и исключения"; но тенденция, что мечник - одно, а маг - другое, остаётся. Например, в аниме под названием "Я парирую ВСЁ" главный герой вооружён мечом и владеет магией - но при этом его меч оказывается тупым, абсолютно не заточенным куском металла, которым НЕЛЬЗЯ рубить. Да и магия героя не лучше: у него низкоуровневые заклинания, которые не особо полезны даже при идеальном навыке владения. Кем считать такого ГГ: мечником или магом? Вот тут самое интересное: хотя его навыки мечника имеют приоритет, ОТСУТСТВИЕ нормального меча и НАЛИЧИЕ хоть какой-то, практически применимой магии определяют героя в класс мага… (дальше - больше примеров!). 2. Есть франшиза "Реинкарнация безработного", где маги - одно, а мечники - другое. Да, тамошние мечники могут выучить несколько низкоуровневых заклинаний, от которых в бою почти никакой пользы; и именно поэтому продолжат полагаться на свои навыки мечника, т. е. СВЕРХспособности, кои НЕ считаются магией, согласно двойным стандартам фэнтези из Японии! Вот только… у здешней мечницы Эрис, что является одной из главных героинь, отнюдь не меч в качестве оружия, а секач. Т. е. опять же мечник остался без нормального оружия будто в наказание за изучение полноценной магии! Потому Эрис уже не мечница, а магичка; неожиданно? Конечно, ещё можно упомянуть Гилейн, которая изначально имела нормальный меч, а впоследствии и магию подучила; но сделаем скидку на то, что она - второстепенный персонаж. Таких непросто учитывать - хотя бы потому, что их куда больше; из-за этого они порой игнорируются тенденцией. 3. Уже упомянутый в прежней статье Казума из "Коносубы". Ну, не смог он вооружиться полноразмерной катаной после того, как ударился в изучение магии! Вместе с тем Казума ещё и без старой спаты остался, которую приобретал до активного изучения магии. 4. "Оверлорд": ГГ-маг не мог использовать экипировку класса рыцаря, но мог - вещи, созданные магией. Потому схитрил: наколдовал сет рыцаря и носил это. Итог: очевидный маг! 5. Сид из "Восхождения в Тени"; да, у него крутые навыки мечника и мага. Но этот герой именно с помощью МАГИИ создавал себе меч для боя, а после боя опять же при помощи магии растворял меч (и делал это не раз). Хотя… вместе с тем Сид носит обычный, НЕ магический меч в Академии рыцарей; но, если я ничего не путаю, не пользуется той штукой, как оружием. Конечно, в японских произведениях существуют и другие магические мечи, уже предназначенные не для магов, а для мечников; но… фактически такое оружие НЕ делает мечника магом, а служит не более чем усилителем боевых навыков. Кстати, было время, когда в японских произведениях образы мечника и мага не имели чёткой границы. Например - в конце 80-х появились видеоигровые франшизы "Ниндзя Гайден" и "Шиноби", а в 1990-м вышла игра "Тень Ниндзя"; там нашлось место полноценной магии усиливающего, защитного и атакующего типов. Также существуют аниме "Синдзюку: Город-ад", "Манускрипт ниндзя" и "Подземелье Токио", где мечники владеют магией, которая НЕ зовётся "особыми навыками, доступными исключительно классу мечника (короче - теми же сверхспособностями!)". Не скажу, когда именно японцы начали рьяно разделять понятия "мечник" и "маг"; но сейчас у них даже РПГ-шный вор / ассассин может иметь полноценную магию, а вот к мечникам замороченные требования! На Западе Толкиен и Сапковский, даже Роулинг позволяли своим героям одновременно владеть магией и вооружаться нормальным мечом, т. е. благородным оружием, как символом положительного героя; а у японцев странности! Из нынешних франшиз, позволяющих героям юзать меч и магию (ПОЧТИ без нюансов!), могу вспомнить "Рыцаря-скелета" и (точно, без нюансов!) "Злого лорда"; но, в целом, это давно вышло из моды…
Почему в фэнтези-аниме мечники сильнее магов?
Не то чтобы это было прям везде, но в некоторых фэнтези из Японии встречается данная мысль: мечник круче мага! Казалось бы – с чего же? Ведь именно маг должен быть сильнее: магия способна на многое – и на любой дистанции! А меч? Даже в руках мастера он должен быть опасен лишь в ближнем бою. И всё-таки – если обернуться на западную классику фэнтези (коей вдохновляются в т. ч. японские авторы фэнтезийных произведений!), то даже там мечникам суждено побеждать магов. “Конан”, “Властелин Колец”, “Ведьмак”...
Мнение об аниме “Самый известный хам…”, в смысле – “Самый известный диктор создаёт самый великий в мире клан”: Это очередное фэнтези, вернее – уже технофэнтези, где у героев есть сверхъестественные способности, полученные при тех или иных обстоятельствах (в одних фэнтези такое происходит ещё при рождении персонажей, а в других – лишь при вступлении оных в определённый возраст и прохождении конкретной церемонии; не говоря уже о неизбежном приобретении сверхспособностей всякими попаданцами в другой мир только за то, что они оказались там!). В подобных сюжетах персонажи НЕ МОГУТ менять одну пробудившуюся способность на другую, но могут развивать родную способность, даже если та не особо нравится; к примеру, клирик не в состоянии перестать быть клириком и переквалифицироваться в мага, зато в силах "дослужиться" до какого-нибудь "верховного жреца". Конечно, в некоторых сюжетах персонажи хотя бы получают полностью новые способности, никак не связанные со старыми; но в “Самом известном дикторе” не предусмотрено этого (там есть лишь получение новых ПОДВИДОВ способностей, напрямую связанных со старыми; притом обычно из нескольких новых подвидов приходится выбирать какой-то один!). Но даже такое положение дел облегчает жизнь персонажам, ибо даёт понять им, кто они есть, без всяких "поисков себя в этом мире". Быть может, неудивительно, что подобные сюжеты начали плодиться; ведь реальность часто бывает непонятной, а фэнтези хорошо годится для отдыха от окружающего бардака. Вероятно, такие волшебные миры, где запросто можно узнать о своих плюсах и минусах, являются даже более справедливыми… Хотя не буду отвлекаться! Итак, главному герою обозреваемого аниме достался класс "диктора", а фактически – бафера / дебафера, умеющего СЛОВАМИ усиливать союзников и ослаблять противников. Кажись, полезно; но без сокомандников "диктор" мало на что годен (себя усиливать не может, да и не владеет боевыми сверхспособностями, вроде суперсилы и суперскорости!). Главгерой осознаёт собственную слабость, потому компенсирует её упорными тренировками своего тела и использованием в бою револьвера, т. е. непопулярного оружия у обладателей по-настоящему боевых сверхспособностей (не то чтобы это было совсем уж логично – всё же револьвер пригодился бы и сверхбыстрому персонажу, и воину-щитовику; ну, ладно – у меня хватает и других претензий!). Против кого сражается ГГ? Ну, обычно против чудищ. Хотя с людьми тоже нередки конфликты; ибо ГГ хочет стать лучшим охотником на чудовищ, ради чего пытается создать лучшую команду охотников, а всех, кто мешает ему, не терпит! Т. е. он идёт по головам, строя из себя этакого плохого парня; но… оно получается так себе. Например, ГГ даёт разоблачённому и побеждённому бандиту шанс на реванш, в чём абсолютно не было смысла; стал бы настоящий плохой парень играть в такое псевдоблагородство? Вряд ли. К тому же – ГГ с чего-то решил не убивать одного мелкого рабовладельца, когда был шанс; хотя убить было бы выгоднее. Т. е. этот "плохой парень", якобы жертвующий репутацией ради цели, отнюдь не торопился лишать людей жизни; ну, разве что поджарил магическими, огненными пулями нескольких разбойников, на которых взял ОФИЦИАЛЬНЫЙ заказ. Да о чём, вообще, речь, если ГГ избегал даже близости с девушкой?! Где же у нашего хаrошего мальчика проявляется "плохая" натура? Ну, он хамил; МНОГО хамил, когда можно было не делать этого (как по мне, не очень приятно смотреть на такое…). А ещё он не стал терпеть обман от пары сокомандников и одного нанимателя, в итоге – отомстил, пусть и несмертельно (ай-яй-яй; не простил, как же это плохо!). Думаю, вы поняли. Аниме выставляет ГГ этаким антигероем, а по факту всё, что он делает, оказывается в рамках приличия (ну, не считая хамства!). Такое выглядит жалко. Эх, ещё и эти трагичные предыстории у членов его команды! Да, я уже понял, что аниме-герои, совершающие не очень хорошие поступки (вроде человекоубийств), наделяются трагичной предысторией, которая отдаляет столь спорных персонажей от цивилизованного зрителя (и мешает ему равняться на оных!); но серьёзно: сколько можно этих штампов? Раздражает ведь.
Что не так с ножами и кинжалами (а также их некоторыми владельцами!) в фэнтези
В мирах меча и магии есть такой класс персонажа – вор; он лучше других умеет вскрывать замки́ на дверях и сундуках, а также обнаруживать ловушки. Кроме того, вор полезен в стэлсе, когда нужно тихо пробраться куда-то, избегая прямого столкновения с врагами. Из вооружения у него обычно есть кинжал или нож (ещё как вариант – парные версии такого оружия); а в вопросе одежды вор предпочитает что-то лёгкое и минимально бронированное. Иными словами, его внешний вид намекает на желание двигаться быстро и тихо, не вступая в боевые столкновения без необходимости...