Найти в Дзене
Книги, тексты

Книги, тексты

Размышления о творчестве, текстах, сюжетах. Психологические и литературные разборы
подборка · 17 материалов
6 месяцев назад
Открытый финал в романах "Волхв" и "Евгений Онегин" как точка разрыва экзистенциального вакуума героев
Начну с определений предмета исследования: 1 Открытый финал: концовка художественного произведения, которая не даёт однозначного ответа о судьбе героя, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод. 2 Экзистенциальный вакуум: состояние внутренней пустоты и бессмысленности жизни, проявляющееся скукой и апатией при внешнем благополучии. Напомню также, что я делаю психологические, а не литературоведческие обзоры произведений. Я осознанно выбираю полярные тексты с точки зрения принадлежности к определенной традиции...
"Капитанская дочка" и "Заблудившийся трамвай" - настоящая история Машеньки
ВСТУПЛЕНИЕ Этот обзор будет отличаться от других моих обзоров по художественным произведениям. Меньше психологизма, больше философии, еще более свободная интерпретация, чем я делаю обычно. Поделюсь смыслами, которые мне неожиданно открылись, без претензии на что-то, а как и всегда, с единственной целью - развлечь вас. Я замечаю, что некоторые современные люди не то что бы не любят литературу, они не умеют ее "готовить". Литературу надо уметь читать. Школа не вырабатывает этот навык по умолчанию, только если повезло с учителем...
460 читали · 1 год назад
"Дикая охота короля Стаха" и "Всадник без головы" - сюжет о призраках как метафора психологического симптома
Роман Майн Рида «Всадник без головы», написанный в 1865 г, и повесть Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» 1950 г (далее «Дикая охота») – два произведения, которые имеют между собой не так уж много общего. Они различаются по времени написания, по стилю, по содержанию. Можно говорить о жанровой близости, но если «Всадник без головы» – чисто приключенческий роман с элементами мистического детектива, то «Дикая охота» этим не ограничивается, и является произведением более сложным, многослойным, сам автор определяет ее как историческую повесть...
271 читали · 1 год назад
Серый волк
В школе у дочки было задание по волшебным сказкам, она выбрала "Иван-Царевич и Серый волк", и я попросила ее мне пересказать, т.к с детства не перечитывала. Ну, скажу я вам, материал! С точки зрения психологии - огонь! В отношениях Ивана и Волка мы видим ярко выраженный паттерн надёжной привязанности. - Все будет хорошо, только клетку не трогай, Иван-Царевич! - Я ж тебе говорил не трогай - видишь, какой теперь геморрой? Ну ладно, пошли выгребать - Слушай, только уздечку не трогай, а? Просто не трогай, и все! - Ну е-мое, вот на хрена??...
130 читали · 2 года назад
"Герр Маннелиг". Кое-что о рыцарях и троллях
В рубрике «про женщин» есть темы совершенно темные, про которые редко заходит разговор. И это не роды и не месячные. Наоборот – оставь только девочек одних, и понеслось. Да и мужчина быстро получит всю информацию при наличии доверительного контакта. Такой своеобразный маркер близости. А вот темы, которые женщины действительно не любят, в соцсетях и на кухнях совсем непопулярны. Но ведь тем интереснее в них заглянуть. Понравилась мне тут средневековая баллада Herr Mannelig в современной обработке, в том числе и в русской версии...
Отличие сетевого текста от литературного
В чем я вижу отличие сетевого текста от литературного? Литературный текст создает художественный мир. Новую реальность, которая до этого не существовала. Сетевой текст транслирует мир автора. Качество текста не имеет значения. Может быть превосходный сетевой текст и отстойный литературный. Что ж тогда художественный мир? Как и любой мир, он имеет две значимые характеристики – время и пространство. Петербург Гоголя – адова фантасмогория, а вовсе не реальный город, по улицам которого перемещался писатель...