Найти в Дзене
О духовной жизни

О духовной жизни

Душеполезное для христиан
подборка · 17 материалов
Когда (и где) начинаются мытарства? Возвращаемся к свт. Игнатию (Брянчанинову)
Дорогие друзья, ранее у нас выходил пост о мытарствах с цитатой из святителя Игнатия: "Мытарства будут после смерти? – Нет!" (смысловое ударение на слове "после", так как по факту всё действие, согласно святым отцам, происходит "до". Но лучше пойдем по порядку). На днях мы получили обратную связь, и, оказалось, есть люди, неверно понявшие этот текст. Так, что же имел в виду святитель? Давайте разбираться! Мы были бы благодарны всем, кто сообщит нам в комментариях или личных сообщениях, действительно ли нужны такие разъяснения или они всё-таки излишни...
Что делать, если Вы в печали? Инструкция против уныния
"Подчиниться печали — чрезвычайно опасно: когда она усилится в человеке, возобладает им, — может убить и тело, и душу", — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). "Не предавайтесь унынию, не впустите в душу вашу море грустных дум. Тут гораздо более опасностей! В этом море потонуть гораздо удобнее, нежели в море скорбей наружных. Без Божией помощи и благодати никто из человеков не силен противостать борениям невидимым, возникающим в его сердце и производящим душевную бурю. Молитва и чтение слова Божия...
Бывает ли добрая мысль от дьявола? Не всякое благое желание входит в сердце от Бога; от Бога входит желание, приносящее пользу. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему: ибо приходят и от диавола некоторые желания, имеющие подобие добрых, и считаются полезными, но не соответствуют мере человека. Диавол, умышляя сделать человеку зло, приносит желание и понуждает усиленно стремиться к исполнению его, между тем как человек не достиг еще соответствующего жительства, или то желание чуждо принятому человеком образу, или еще не наступило время, в которое можно б было исполнить или начать исполнение его; или для исполнения его человек недостаточен по разуму или по телу; или не способствуют к тому обстоятельства времени. Диавол всеми способами, под личиною добра, старается или смутить человека, или нанести вред его телу, или устроить тайную сеть в уме. По этой причине, когда появится в нас благое желание, тогда вслед за ним участим молитвы, молясь не только о заступлении, но и о том, чтоб даровано было различить, служит ли это благое желание наше к угождению Богу или нет. Избрать благое желание предпочтительно другим желаниям принадлежит человеку, а совершить избранное благое желание принадлежит Богу. Посему человек нуждается в заступлении от Бога. Принесем учащенные и теплые молитвы о благом желании, явившемся в нас, и каждый из нас да скажет: «Господи! буди воля Твоя в совершении этого благого дела, которое я возжелал исполнить, если то угодно Твоей воле. Восхотеть добра — мне удобно, а исполнить доброе желание без дарования, ниспосылаемого Тобою — невозможно». Святитель Игнатий (Брянчанинов).
9 способов борьбы с греховными помыслами
Перечислим самые действенные способы борьбы с греховными помыслами, указанные нам святыми отцами: 1. Отсечение своей воли. «Кто-нибудь, проходя небольшое расстояние, – говорил старец Филарет Глинский, – увидел что-либо, и помысел говорит ему: «Посмотри туда», а он отвечает помыслу в уме своем: «Не стану смотреть», не смотрит и отсекает свое хотение. Встречает празднословящих, и помысел говорит: «Скажи и ты такое-то слово», а он не говорит. Помысел внушает идти и спросить у повара: «Что варит?» – он не идет и отсекает хотение...
Насколько опасна дурная мысль, появившаяся в моем уме? Чтобы наилучшим образом представить, как действует греховная мысль на человека, приведём рассказ одного глинского монаха. «Однажды я как-то увлёкся нечистыми помыслами; по неопытности в борьбе я не смог отразить их. Нечистые, но соблазнительные картины, рисовавшиеся в моём воображении, совсем отуманили мой ум. По вражескому устроению мне пришлось встретиться с лицами, сочувствующими моему нечистому греховному похотению, и я вознамерился осуществить свой греховный помысл». Когда этот монах уже захотел совершить грехопадение, его остановил преподобный Илиодор (Голованитский). Старец, будучи прозорливым, почувствовал, что ученик его находится в опастности. «Старец, взял меня крепко за руку — рассказывает монах, стал спрашивать меня: «Куда ты чадо идешь, а?..» На мой ответ, что иду по делу, он сказал: «Чадо, скажи мне правду, я не начальник твой, меня нечего бояться. Ты говоришь по делу, а дело-то ведь недоброе. Посмотри, вон, кто понуждает тебя идти по этому делу, чтобы затем взять душу твою!». При этом он указал вниз к трапезному корпусу. Я взглянул туда, и моим глазам представилось странное зрелище: около каменного быка, поддерживающего корпус, я увидел диавола в безобразнейшем виде: чёрный, очи огненные, зубы, выдающиеся изо рта, внутренности снаружи и несколько прикрыты длинной бородой; весь он был в пламени. При виде такого гнусного страшилища я затрепетал от ужаса; кровь как бы застыла во всех моих жилах, я не мог двинуться с места, не мог проговорить ни одного слова и стоял, как окаменелый. Помню только, что старец, держа меня за руку, повёл с собой: «Пойдём, чадо! Пойдём ко мне!». В Евангелии сказано, что злые помышления и желания столь же греховны, как и внешние беззакония: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28). В Ветхом Завете мы также находим предупреждение об опасности греховного помысла: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль» (Втор. 15:9). Иеромонах Варсонофий, насельник Глинской пустыни, объяснял причину опасности злых мыслей: «Человек, допустивший злые помыслы в своё сердце, нарушает тесное единение с Источником жизни — Богом, потому что Бог пребывает только в непорочных сердцах». О необходимости в духовной брани внимательного отношения к своим мыслям говорил ещё преподобный Антоний Великий, начальник Египетского монашества. А преподобный Ефрем Сирин о значении мыслей писал: «Как отрекающийся от веры отрицается от неё одним словом, так, кто исповедует веру, облекается в неё словом же. Посредствующее при деле слово заменяет собой дело, поэтому и порочное помышление может иметь ту же силу, как и порочное дело». Откуда берутся греховные помыслы? Святоотеческая традиция выделяет следующие причины греховных помыслов. К первой причине древние аскеты относили воображение. Ко второй причине относили страсти. К третьей причине древние святые отцы относили праздные помыслы. О праздных помыслах писал преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, который говорил, что они, как первые, бывают входом для вторых (греховных). К четвёртой причине отцы относили демонов. Преподобный Григорий Синаит говорил, что «помыслы — это слова бесов». Борьба с греховными мыслями всегда считалась важнейшей и необходимейшей частью в духовном жизни. «Каждая страсть начинается с греховных помыслов», — писал глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов). Поэтому, чтобы бороться со страстями, необходимо научиться бороться с помыслами.
Мытарства будут после смерти? – Нет! Послушайте святителя Игнатия (Брянчанинова): Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земли, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии чрез воздух эти свобода и плен только обнаруживаются. Заповедь, данная человеку в раю, воспрещающая вкушение от древа познания добра и зла, не отменена. Она и ныне воспрещает видеть зло в ближнем и осуждать его, воспрещает мстить ему, повелевая воздавать благим за зло; воспрещает воззрение с вожделением на красоту жены, на красоту, которая до падения не возбуждала вожделения; воспрещает не только произнесение слова богохульного, раздавшегося в раю из уст диавола, но и произнесение имени Божия всуе, и каждое праздное слово, каждое греховное помышление... При посредстве благодатного милосердия, которым истинные христиане дышат к ближним, они пребывают чуждыми греховности ближних, сообщающейся через осуждение осуждающему… Святитель Игнатий (Брянчанинов).