Найти в Дзене
Аналитика художественного: христианское искусство

Аналитика художественного: христианское искусство

В основном - истории про всякие необычности, большие и маленькие, из мира христианского искусства, древнего и современного. Ну и всякое разное по теме.
подборка · 8 материалов
6 месяцев назад
«Неожиданное христианство — 8»
Сегодня хотела бы написать несколько слов о картине, посвященной теме сотворения мира. Известный иконографический момент этого сюжета, где Христос лёгким жестом творит мир: Его рука словно рисует в «воздухе вечности» его сферы, светила и планеты. У тонкой и замечательно-прозрачной художницы Екатерины Ковальчук в работе «Сотворение мира» эта длань, окружённая космосом возникающего мироздания, лично мне напомнила ствол дерева, объятого листвой, а планеты и светила — как плоды) Формат картины аккуратно задерживает взгляд именно на этом графическом эпизоде...
9 месяцев назад
«Неожиданное христианство — 7»
Увидела вот такую икону с сюжетом изгнания Адама и Евы из Рая. И некоторые детали, на мой взгляд, представляют собой интересные находки, которые, опираясь на уже имеющийся опыт иконографического языка, развивают его новые шаги. 1) Во-первых и главных, обращает на себя внимание то, что в золотом фоне, символизирующем Рай, растения словно уходят в бесконечную перспективу и растут безо всякой опоры. Золото, символизирующее святость, благодать-силу Господню, и его частный случай — золотой фон — это, обычно, то, что окружает фигуры, которые располагаются как бы перед ним...
"Неожиданное христианство - 6" Однажды попалась мне вот такая иллюстрация, изображающая сюжет притчи о сеятеле. Меня приятно порадовало сочетание бережного воспроизведения древних миниатюр средневековых рукописных книг и, в общем-то, современного (или, как минимум, не-античного) одеяния Христа. Штаны и рубаха нарисованы обобщённо, что, на мой взгляд, позволяет зрителю воспринять их не конкретно-материально и, соответственно, с известной мерой "бытовизма", а в том контексте возвышенности, которая благоприлична образу Христа в искусстве. Одновременно с этим использование более привычных (особенно в крестьянкой сельскохозяйственной сфере) одежд как бы приближает притчевую историю к нашему времени и снимает определённый пласт историзма с образа Христа, подчёркивая, что Он - не только Тот, Кто, воплотившись, совершил Своë земное служение в античный исторический период, но является и нашим современником, будучи как Бог вне времени. Эта не совсем привычная, но, на мой взгляд, деликатно сочетающая историчность и современность иллюстрация входит в состав так называемой Библии св. Иоанна (The Saint John's Bible). Её создание началось в 1996 году и было связано с именем каллиграфа английской королевы Дональдом Джексоном. Библия св. Иоанна была выпущена бенедиктинским аббатством святого Иоанна, находящимся в Миннесоте. Эта книга сочетает в своём оформлении наследие средневековой миниатюры, древнерусских храмовых росписей, унциального письма и бойкого декоративно-абстрактного искусства 20 века. Привожу иллюстрации из этой Библии. Рисунок с изображением притчи о сеятеле показываю два раза, так как первоначально он мне попался без соседствующего текста, и это, как мне кажется, позволяет дополнительно оценить художественные достоинства иллюстрации. Далее эта же картинка показана в составе общего макета издания. На четвёртом фото изображена сцена Рождества, предваряющая Евангелие от Луки. На пятом - иллюстрация-текст с молитвой "Отче наш". Подробнее прочитать про данное издание можно тут, на сайте аббатства: https://saintjohnsabbey.org/the-saint-johns-bible Павлова А.А., 12.2023
"Христианское искусство - 5". Сейчас хочу показать вам произведение, которое лично меня тронуло до каких-то очень серьёзных глубин души. Это всё та же Троица. Но такой необычной концепции я ни разу ещё не встречала. Это буквальное воплощение определения Бога как Врача душ и телес наших. Как тонко тут подмечено искупление как исцеление человечества!.. Я хочу обойти молчанием этот образ, настолько он трепетно важен для меня. Нашла его в инстаграме в одном из постов Padre_basilio , или о. Василия Гелевана (если верно помню фамилию). Местом в посте отца Василия значился НИИ им. Н.В.Склифосовского. Может, этот рисунок - граффити на одной из стен больницы?..
"Христианское искусство - 4". Сегодня я хотела бы снова продолжить тему и познакомить вас с работой Натальи Спасской, так же посвящённой явлению Троицы, а именно явлению Её Аврааму. В этом замечательном живописном рисунке есть, как минимум два композиционных момента, которые легко могут пополнить копилку Предания. Во-первых, это Лики. Точнее, их сорасположение и взаимодвижение в едином порыве-склонении. Так и чувствуешь единство их воли, их мысли, их слова к Аврааму. Во-вторых, это стопы и концы посохов-жезлов. Они, как лучи, собраны в одну точку, показывая буквальное единство их шагов как одного шага; это триединая поступь. Лица Троицы как-будто идут след в след. И это тоже ясно показывает Их единую решимость действовать. Поразительное изображение. Благодарю Наталью Спасскую за разрешение опубликовать здесь её работу. Другие произведения мастерской "Трифориум" можно посмотреть тут: https://vk.com/id1007489 © Павлова А.
"Христианское искусство-3" Раз уж так получилось, что первыми (да и что может быть более досточтимым и великим среди библейских сюжетов?) я представила произведения на тему Троицы, то этим постом продолжу начатое. Екатерина Добролюбова (в Инстаграме @katya.dobrolyubova) - автор сегодняшнего изображения Неопалимой купины: того самого тернового куста в пустоши, где Моисей пас своё стадо, куста, принявшего на себя сияние Присутствия Божия и не сгоревшего. В этом, кстати, заключается маленькое расхождение этого и предыдущего рисунка (см. "Христианское искусство-2") с образом из текста Библии: оба художника лишили кустарник листвы, прямо заменив её на огонь. Что ж, замена тоже получилась символическая, если иметь в виду текст книги, потому что она однозначно и буквально визуализирует степень тесноты связи между листьями и пламенем (здесь мне видится параллель с другим образом из опыта Церкви: обожение человека сравнивается с созданием раскалённого меча, где огонь (Божественная природа) и металл меча (человеческая природа) уже не два разных, а такое целое, что "можно резать пламенем и обжигать железом". Заметьте, это не означает исчезновения человека: меч цел, но стал огненным). Конечно, можно спросить, зачем тут эта параллель, ведь одно дело человек обоживается, а другое дело - куст... Но и тут есть что вспомнить и ответить, ведь купина в Восточной (по крайней мере) Церкви - символ как раз таки человека: Богородицы, а через Неё - и всех людей. ... Но вернёмся к картине Добролюбовой. На мой взгляд, она ярко примечательна тем, что здесь (впервые?) мы видим уже не просто пламя и даже не триединое пламя С.Эриксона. Мы видим Трёх Людей. И это - блистательный намёк на то, что всякое явление Бога не происходит по воле только Одного Лица, но по воле всех Трёх Лиц Троицы. Вторичный, но немаловажный момент, который удалось уловить художнице: куст изогнут в форме тернового венца, атрибута Христовых страстей. Значит ли это, что уже перед лицом стоящего неподалёку Моисея разворачивалась правда грядущих событий Нового Завета?.. (Как говорят богословы, она разворачивалась перед ним в момент, когда Моисей говорил с Богом на Синае И В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ этот разговор был встречей Моисея и Христа на горе Преображения). Словом, Моисей был посвящен, судя по опыту Церкви, в события Страстной недели. И, вероятно, следуя логике, видел, что вся Троица (три фигуры на кусте) участвовала в трудном спасении человечества от ошибок, тления и смерти. © Павлова А.