Найти в Дзене
Ибн аль-Каййим

Ибн аль-Каййим

Высказывания, мудрость, глубокое понимание религии выдающегося великого ученого ахлю-Сунна уаль-джамаа - Имама Ибн аль-Каййима
подборка · 41 материал
РАВНОДУШИЕ СЕРЬЁЗНЫХ И УСЕРДНЫХ К МИРУ ЭТОМУ
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах    «Равнодушие к мирским благам (зухд) серьёзных и усердных в своём движении к Аллаху можно разделить на две категории.    Первая категория: равнодушие к мирским благам в общем. Это, однако, не означает, что эти люди совсем избавляются от мирских благ и остаются вовсе без них. Подразумевается, что они полностью изгоняют их из своего сердца. Они не придают им значения и не позволяют им поселиться в их сердцах, хотя и держат их в руках. Равнодушие к мирским благам заключается не в том, чтобы выпустить мирские блага из рук, оставив их в своём сердце...
МИР НЕ СМОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ЗНАЮЩИХ И ЩЕДРЫХ Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах «Люди, которым присущ альтруизм и которые подают милостыню и делают добро окружающим с помощью своего имущества, составляют одну из категорий, о которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих. Это человек, которому Аллах даровал мудрость, и он выносил решения согласно ей и обучал ей людей, и человек, которого Аллах наделил богатством и помог ему расходовать его правильным образом» [аль-Бухари, 1409; Муслим, 816]. Это означает, что не следует человеку завидовать кому-то из обладателей милостей белой завистью, кроме этих двоих, потому что они приносят огромную пользу людям и делают добро творениям. Один приносит им пользу своим знанием, а второй приносит им пользу своим имуществом. Людям не обойтись без представителей этих двух категорий, и мир не сможет нормально существовать без них: «[Именно] тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, а потом не сопровождает свои пожертвования попрёками и оскорблениями, ожидает награда у их Господа. Им нечего бояться [в мире вечном] и не будут они опечалены [тем, что упустили некоторые мирские блага в земной жизни]» (сура 2 «Корова», аят 262). И Всевышний Аллах сказал: «Кто расходует своё имущество [в стремлении снискать довольство Аллаха] ночью и днём, тайно и явно, тем уготована награда у их Господа. Им нечего бояться |в мире вечном| и не будут они опечалены |тем, что упустили некоторые мирские блага в земной жизни]» (сура 2 «Корова», аят 274)». См. «Мудрость Ислама» ИД «Умма», 2007, стр. 62-63
О ТОМ, ДЛЯ КОГО МИР ЭТОТ — ГЛАВНАЯ ЗАБОТА Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах «Если раб Аллаха встаёт утром и ложится вечером и при этом все его помыслы связаны только с Аллахом, то Всевышний Аллах возьмёт на Себя удовлетворение всех его потребностей, избавит его от всех тревог и забот и освободит сердце его для любви к Нему, язык его — для поминания Его, а органы тела его — для покорности Ему. А если он встаёт утром и ложится вечером и при этом все его помыслы связаны с миром этим, то Аллах оставит его наедине с его тревогами, печалями и огорчениями, вручив его душе его и займёт сердце его любовью к творениям, в результате чего он отвлечётся от любви к Нему, и займёт язык его поминанием творений вместо поминания Его, и займёт органы тела его служением им и их делами вместо покорности Ему. И он будет трудиться, как зверь, в служении другим, подобно кузнечному меху, который надувается и сдувается ради чьей-то пользы. Каждый отвернувшийся от поклонения Аллаху, покорности Ему и любви к Нему, будет непременно испытан подчинённостью творению, покорностью ему, любовью к нему и служением ему. Всевышний Аллах сказал: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого [и отказывается следовать прямым путём], Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем [удерживая его от одобряемого и побуждая его к порицаемому]» (сура 43 «Украшения», аят 36)». См. «Фаваид»; «Избранное», 3/398-400
СКРЫТАЯ МИЛОСТЫНЯ Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах «Всевышний сказал: «Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно» (сура 2 «Корова», аят 271). Это похвала в адрес подающего открыто, дабы он не думал, что милостыня, подаваемая открыто, недействительна и зa неё не будет награды, и это не должно удерживать его от подаяния, и он не должен ждать, когда ему представится возможность подать её тайно. А иначе он может вообще упустить возможность подать эту милостыню. Могут возникнуть какие-то препятствия, и у него пропадёт желание подавать эту милостыню, или же он по каким-то причинам не сможет подать её. Поэтому он не должен откладывать милостыню, когда придёт время подавать её, ради того, чтобы дождаться удобного момента и подать её тайно. Именно так поступали сподвижники. «Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (сура 2 «Корова», аят 271). Всевышний сообщил, что подавать милостыню бедняку тайно лучше для подающего, чем делать это открыто. Важно отметить, что сокрытие милостыни Всевышний Аллах упомянул именно в связи с бедняками. Ведь бывает милостыня, которую не скроешь. Например, снаряжение войска, строительство моста, проведение канала и так далее». Также Ибн аль-Каййим сказал: "Подающий тайно помогает бедняку не выставлять напоказ твоё положение и не испытывать стыда. Это сокрытие — дополнительное благодеяние, которое подающий добавляет к своей милостыне. К тому же тайно подаваемая милостыня предполагает искренность и отказ от совершения дел напоказ и стремления снискать людскую похвалу. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отозвался о милостыне, поданной тайно, и похвалил того, кто поступает так, и сообщил, что подающий милостыню тайно окажется одним из семи, которые пребудут в тени Трона Милостивого Господа в Судный день. Поэтому Всевышний сделал это благом для расходующего и сообщил, что за это расходование Он простит ему часть его скверных деяний. Он сообщил о том, что расходование это принесёт расходующим пользу как раз тогда, когда они будут больше всего нуждаться в ней. Так как же может любой из вас скупиться на то, что непременно принесёт пользу ему же? Поистине, верующие расходуют с искренним намерением, ради Аллаха, потому что за этим расходованием стоит вера, и расходуемое возвращается к ним полностью, и их не обделят и на вес пылинки. Перед этими словами идёт указание на то, что Аллах — Тот, Кто наставляет на прямой путь, помогает человеку вести себя правильно по отношению к Нему и предпочитать Его довольство всему остальному, и что Его Посланнику не было вменено в обязанность вести их прямым путём. Его обязанность состояла лишь в том, чтобы донести до них Божественное послание". См. «Мудрость Ислама» ИД «Умма», 2007, стр. 59
НАУЩЕНИЯ ШАЙТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах «Всевышний Аллах сказал: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 268). В аяте содержится побуждение к расходованию с использованием наилучших фраз, в которые вложен прекрасный смысл. Всевышний Аллах сообщил, что к скупости людей призывает шайтан. И Он сообщил, что его призыв состоит в том, что он обещает им, пугая их бедностью в случае, если они будут расходовать свои средства. Этому призывающему внимает множество творений. Человек собирается подать милостыню и расходовать на благое, а потом обнаруживает в сердце своём призывающего, который говорит: «Если ты отдашь это сейчас, то потом оно тебе понадобится и ты будешь испытывать нужду, и тебе лучше удержать это у себя, дабы не уподобиться бедняку; а быть состоятельным самому лучше для тебя, чем делать состоятельным этого человека». Нарисовав перед ним эту картину, шайтан призывает его к скупости, которая относится к числу величайших мерзостей. Толкователи Корана единодушно считают, что под мерзостью в аяте подразумевается скупость. Таково обещание шайтана и положение его, и он лжив в том, что обещает, и он — нечестивый обольститель. И тот, кто внемлет его призыву, — обольщён, обманут и обделён. Ведь он обольщает, а потом ведёт наихудшим путём». Также имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «То, что шайтан сулит человеку бедность, вовсе не проявление им сострадания к нему и не благой совет, подобный тому, какой даёт человек брату своему. И он делает это не потому, что желает, чтобы человек сберёг своё богатство. Напротив, нет для него ничего желаннее, чем видеть человека бедным и нуждающимся. Он сулит ему бедность и велит ему проявлять скупость, дабы он скверно думал о Господе своём, отказался от угодного Ему расходования и сам он остался без награды. А Всевышний Аллах обещает рабу Своему прощение от Него для грехов его и милость, так что Он дарует ему больше того, что он расходует, — либо в этом мире, либо в этом мире и в мире вечном. Это — обещание Аллаха, а то — обещание шайтана, и скупой и расходующий должны посмотреть, к какому обещанию у них больше доверия и в отношении какого из них спокойнее их сердце и душа. Всевышний Аллах сообщил о богобоязненных, подающих милостыню ради Него, что Он воздаст им за их милостыню, вне зависимости от того, явно они подают ее или тайно, — главное, чтобы подана она была с искренним намерением, ради Него». См. «Мудрость Ислама» ИД «Умма», 2007, стр. 57-59
МЫ ГОСТИ В ЭТОМ МИРЕ Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах «Один человек приготовил дом, украсил его и поместил туда всё, что требуется, а потом пригласил людей. И всякий раз, когда кто-то заходил к нему, он сажал его на мягкую подстилку и подавал ему золотое блюдо с мясом и роскошную посуду, в которой лежало всё, что могло ему понадобиться, и велел своим невольникам и слугам прислуживать гостю. Разумный человек, понимая, что всё это принадлежит хозяину дома, это его собственность и его рабы, пользуется этими приборами и гостеприимством, пока находится в этом доме, но сердце его не привязывается к этому и душа его не нашёптывает ему, что он должен владеть всем этим. Он ведёт себя с хозяином дома, как и пристало вести гостю: садится на место, которое ему указали, ест то, что ему подали, и не расспрашивает его ни о чём, полагаясь на знание хозяина дома и его щедрость и то, как он поступает с гостями. Он входит в этот дом почётным гостем, находится там некоторое время почётным гостем и покидает его почётным гостем, не навлекая на себя порицания хозяина дома. А глупец внушает себе, что должен жить в этом доме, владеть вещами, которые в нём, и распоряжаться ими. И вот он начинает потихоньку сносить вещи в одно место в доме, припрятывая их там. И всякий раз, когда хозяин дома подаёт ему что-нибудь, душа его побуждает его присвоить это, дабы ему владеть этим единолично и этим не могли воспользоваться другие гости. При этом хозяин дома видит, что он делает, однако в силу своей щедрости не выгоняет его из дома. И вот когда этот гость начинает думать, что он завладел всеми этими вещами и стал хозяином дома и может распоряжаться в нём всем, что там имеется, как если бы он и был настоящим хозяином этого дома, жить в нём и считать его своей собственностью, хозяин дома посылает к нему своих рабов. Они грубо выгоняют его из дома, отобрав у него всё, что он успел насобирать, ничего ему не оставив. При этом он навлекает на себя ненависть хозяина дома, опозорившись перед ним, его рабами, слугами и окружением. Пусть же обладающий разумом серьёзно задумается над этой притчей, поскольку она вполне соответствует действительности. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи. ‘Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Каждый является гостем в этом мире, а его имущество на самом деле взято во временное пользование. А гость однажды уйдёт, и взятое во временное пользование однажды придётся вернуть». Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Суляйм, она сказала своим домочадцам: “Не говорите ничего Абу Тальхе, пока я сама не скажу ему” И он пришёл, и она подала ему ужин, и он поел и попил, после чего отправился отдыхать. И она украсила себя для него лучше, чем когда-либо, и он лёг с ней. Увидев же, что он насытился и удовлетворил страсть, она сказала: “О Абу Тальха! Вот скажи... Если кто-то дал что-то во временное пользование обитателям некоего дома, а потом потребовал вернуть это, имеют ли они право не делать этого?” Он ответил: “Нет” Тогда она сказала: “Терпи же и надейся на награду от Аллаха, ибо твой сын умер” И он разгневался и сказал: “Ты позволила мне оскверниться и только потом сообщила мне о моём сыне?!” И он пошёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и рассказал ему о том, что произошло с ним, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Да сделает Аллах эту вашу ночь благодатной”» [аль-Бухари, 5470; Муслим, 2119]. И он передал хадис полностью» См. «‘Уддат ас-сабирин»; «Избранное», 3/391-393