Пуститься бы по белу свету
Вдвоем с тобой в далекий путь,
На нашу старую планету
Глазами новыми взглянуть!
Все так же ль траурны гондолы,
Печален золотистый Рим?
В тосканские спускаясь долы,
О Данте вновь заговорим...
Колоколов средневековый
Певучий зов, печаль времен,
И счастье жизни вечно новой,
И о былом счастливый сон. И чья-то кротость, всепрощенье
И утешенье: все пройдет!
И золотые отраженья
Дворцов в лазурном глянце вод...
О, странник-человек! Познай Священный Грот И надпись скорбную «Amori et dolori». Из бездны хаоса, сквозь огненное море, В пещеры времени влечёт водоворот. Но смертным и богам отверст различный вход: Любовь — тропа одним, другим дорога — горе. И каждый припадёт к сияющей амфоре, Где тайной Эроса хранится вещий мёд. Отмечен вход людей оливою ветвистой — В пещере влажных нимф, таинственной и мглистой, Где вечные ключи рокочут в тайниках, Где пчёлы в темноте слагают сотов грани, Наяды вечно ткут на каменных станках Одежды жертвенной пурпуровые ткани. * «Amori et dolori» - Люби и страдай Максимилиан Волошин "Грот нимф" (1907) В качестве иллюстрации - Август Копиш "Голубой грот. Капри" (1834) Голубой грот или Грот нимф - морская пещера на севере Капри. Была известна со времен античности - в I веке н.э. здесь была купальня Тиберия и святилище богов. В 1828 году Голубой грот был открыт заново немецким поэтом и художником Августом Копишем. С тех пор он стал символом Капри.
Проносились над островом зимние шквалы и бури То во мгле и дожде, то в сиянии яркой лазури, И качались, качались цветы за стеклом, За окном мастерской, в красных глиняных вазах, - От дождя на стекле загорались рубины в алмазах И свежее цветы расцветали на лоне морском. Ветер в раме свистал, раздувал серый пепел в камине, Градом сек по стеклу - и опять были ярки и сини Средиземные зыби, глядевшие в дом, А за тонким блестящим стеклом, То на мгле дождевой, то на водной синевшей пустыне, В золотой пустоте голубой высоты, Все качались, качались дышавшие морем цветы. Проносились февральские шквалы. Светлее и жарче сияли Африканские дали, И утихли ветры, зацвели В каменистых садах миндали, Появились туристы в панамах и белых ботинках На обрывах, на козьих тропинках - И к Сицилии, к Греции, к лилиям божьей земли, К Палестине Потянуло меня... И остался лишь пепел в камине В опустевшей моей мастерской, Где всю зиму качались цветы на синевшей пустыне морской. Иван Бунин "Капри" (1916) В качестве иллюстрации - Константин Вещилов "Капри" (1920-30-ые годы)
Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко На башне городской, и отдаленный звон Колоколов Святого Марка Несется по воде, как чей-то тихий стон. Люблю твой золотой, твой мраморный собор, На сон, на волшебство, на вымысел похожий, Народной площади величье и простор И сумрак галерей в палаццо древних Дожей, Каналы узкие под арками мостов И ночью в улице порою звук несмелый Ускоренных шагов; Люблю я мрамор почернелый Твоих покинутых дворцов, Мадонны образок с лампадой одинокой Над сваями, в немых лагунах Маломокко, Где легче воздуха прозрачная вода: Она живет, горит, и дышит, и синеет, И, словно птица, в ней гондола, без следа, Без звука, – черная, таинственная реет. Дмитрий Мережковский "Венеция" (1891) В качестве иллюстрации - Джон Сингер Сарджент "Мост вздохов" (1903-1904)
Ты целый мир замкнул в себе одном, Как некое всевидящее око; Ты сплел века в неслыханном барокко – И ждешь теперь с увенчанным челом. А жизнь идет, идет неверным сном; Но не смутят библейского пророка Ни гул гудков немолчного потока, Ни пенье стали в небе голубом. Проходит день - и вот уже над Римом Дохнула ночь дыханием незримым, И в золоте погас собор Петра - И новый Рим зовет к своим затеям, И лупанары полны до утра, И лунный серп грустит над Колизеем. Николай Позняков "Рим" (1921) В качестве иллюстрации - Франц Людвиг Катель "Колизей ночью" (начало 1830-х)
Голубоватым дымом Вечерний зной возносится, Долин тосканских царь… Он мимо, мимо, мимо Летучей мышью бросится Под уличный фонарь… И вот уже в долинах Несметный сонм огней, И вот уже в витринах Ответный блеск камней, И город скрыли горы В свой сумрак голубой, И тешатся синьоры Канцоной площадной. Дымится пыльный ирис, И легкой пеной пенится Бокал Христовых Слез… Пляши и пой на пире, Флоренция, изменница, В венке спаленных роз!.. Сведи с ума канцоной О преданной любви, И сделай ночь бессонной, И струны оборви, И бей в свой бубен гулкий, Рыдания тая! В пустынном переулке Скорбит душа твоя… Александр Блок "Флоренция" (1909) В качестве иллюстрации - Томас Коул "Вид на Флоренцию" (1837)