Найти в Дзене
AZ книги

AZ книги

Личные обзоры на прочитанные книги. Для чтения выбираются как классические и интеллектуальные произведения, так и современная легкая, но не глупая литература.
подборка · 11 материалов
Спуск во мрачные глубины или восхождение на новые высоты? О «Волшебной горе» Томаса Манна (роман, дата выхода – 1963 г.) Если бесхитростному солнечному лету вы предпочитаете глубокую задумчивую осень, то в этом романе она предстанет перед вами во всем ее депрессивном великолепии. При погружении – или восхождении – вы почувствуете, будто и сами вступаете в эту пору, приближенную к старости и смерти, мысли о ней и о застывшем, неуловимом времени здесь основа. Несмотря на то, что главный герой – довольно молодой, хотя и по-немецки обстоятельный, благовоспитанный Ганс Касторп, которого волшебная гора понемногу затягивает в свое безвременье. В санаторий для больных туберкулезом он приезжает, чтобы навестить брата, затем остается здесь по рекомендации главного врача и из личной привязанности к местному комфорту и к другим постояльцам, попутно ища ответы на главные жизненные вопросы. В этом ему помогает несколько колоритных персонажей, представляющих разные философские воззрения и регулярно сталкивающихся между собой в дискуссиях. Как такового лета в этой высокогорной местности нет, есть отдельные летние дни, которые едва замеченными промелькают среди бесконечной снежной осени. Скорее именно осени, ибо даже зима не привносит ясности и солнце подолгу не показывается. Томас Манн – поклонник нашего Льва Толстого, но «Волшебная гора» куда более тяжеловесна для восприятия и ее герои более многословны. Диалоги Толстого иногда просты и нескладны, и тем реалистичны, здесь же размышления и дискуссии на философские темы могут тянуться чуть ли не главами. Толстой – это про жизненную мудрость, Манн – про интеллект и эрудицию. Несмотря на гнетущую атмосферу места, где смерть – обычное явление, обстановка внутри санатория более чем комфортная и напоминает хороший отель. Автор с доброй иронией относится к своему главному герою, который оживает в своем наивном проявлении чувств к едва знакомой русской постоялице. И что-то заставляет в конечном счете его действовать, пусть эти действия могут привести к гибели в снежном буране или вытягивают в гущу военных действий. Размышляя в комфортной обстановке, можно многое понять о жизни, в особенности - об отсутствии в ней смысла, но ощутить в ней что-то инстинктивно-мифическое, замедлить течение времени можно только через непривычные действия, даже если со стороны они покажутся бессмысленными и опасными. Вы можете подумать, что я отговариваю от чтения романа, акцентируясь на его сложных и мрачных сторонах, но я скорее призываю подготовиться к нему. «Волшебная гора» - один из лучших в классической литературе способов поразмыслить о свойствах времени и жизни, что затираются рутиной и комфортом. Книга действительно может чему-то научить и дать новую пищу для размышлений. Но для этого придется потрудиться и не побояться прикоснуться к неудобным темам. Личная оценка: 8.0. Livelib: 8.2. #литература #обзоры #зарубежнаяклассика #роман #драма #философия
Что почитать/посмотреть для осенне-зимнего романтически-ностальгического настроения?
Рекомендую обратить внимание на следующие произведения Джоанн Харрис: «Шоколад» и «Ежевичное вино» (книги, дата выхода – 1999 и 2000 гг.) И фильм «Шоколад» (2000 г.). Режиссер: Лассе Халльстрём. В ролях: Жюльет Бинош, Джуди Денч, Альфред Молина, Лена Олин, Джонни Депп, Кэрри-Энн Мосс. Композитор: Рэйчел Портман. Я решил объединить обзор двух этих романов, поскольку через них проходит одна и та же красная нить – ностальгии, поиска счастья, только «Шоколад» - это скорее женская версия, а «Ежевичное вино» - мужская...
Чем вдохновлялся автор «Молчания Ягнят»? Джон Фаулз, «Коллекционер» (книга, год выхода – 1963 г.) Идея рассказать историю от лица психопата, который похищает и держит в плену молодую студентку-художницу, поначалу кажется провокационной, но после того как и ей дается слово, все встает на свои места. Это противопоставление двух миров – жизни и смерти, большинства и меньшинства, молодости и старости. Да, хотя прозванный Калибан и не сильно старше Миранды, но по своим косным взглядам он старик. Вместе с тем он холит свое застывшее состояние и ищет любое оправдание своим очевидно аномальным поступкам, следуя внешним признакам собственной замкнутой морали, как и находя механическую красоту в своей смертельной коллекции бабочек. Здесь даже встает вопрос, кто в большей несвободе – живая, думающая Миранда, которая скорее готова измениться, или это Калибан в вечном плену у самого себя и своих комплексов. Позиция Миранды, со своей стороны, может показаться излишне заносчивой, но сложно не возвыситься в своем представлении над маловосприимчивым ко всему человеческому самоназванному Фердинанду. К тому же над некоторым снобизмом почти сразу возобладает свойственная молодости вера в возможность изменить к лучшему мир, людей или хотя бы одного другого человека, даже такого беспросветного, бестолкового Калибана. И сердце щемит наблюдать, как эта молодость и надежда бьются с совершенно чуждым им расчетливым омертвением. Снобизм – это возвышение над другими в своем интеллектуальном и эстетическом восприятии, но проблема в том, что поговорка «о вкусах не спорят» к Калибану совсем неприменима. Своеобразный моральный компас слишком сбился, хоть и не совсем пропал и дает тем самым ложную надежду на исправление, и поэтому нельзя принять во внимание силу и глубину чувства любви, которую так превозносит сам в себе начинающий маньяк. Вероятно, потому и понимание красоты так искажено и примитивно. Представления Миранды, очевидно, возобладают в глазах читателя, но пытаться выиграть очный спор о вкусах с маньяком – идея гиблая. Поэтому в виде притчи о необходимости сближения между разными слоями общества – мещанским большинством и элитарным меньшинством - роман явно не воспринимается: если главная героиня как-то растет над самой собой и пытается найти точки соприкосновения, ее антагонист только больше опускается в свою аидову бездну и так и не проявляет желания пойти Миранде навстречу, попытаться чему-то у нее научиться. Можно, конечно, сказать, что это лишь оттого, что массы не хотят меняться, выходить из своей «зоны комфорта». Но должны. Если же рассматривать роман с практической точки зрения, то напротив – Миранда недостаточно возвысила себя над своим похитителем, слишком долго пыталась разглядеть в нем человека, что ограничивало ее в возможности действовать жестко в нужный момент и освободиться. Кроме всех этих нюансов «Коллекционер» - это просто отличный, виртуозно написанный психологический триллер, заставляющий сопереживать героине и позволяющий глубже понять мышление психопата благодаря избранной форме дневниковых записей. Современная классика, обязательная к ознакомлению. Личная оценка: 8.2. Livelib: 8.4.
Гарри Поттер и мир артхауса. «Твин Пикс. Тайный дневник Лоры Палмер» Дженнифер Линч (книга, год выхода – 1990 г.) и «Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера» Скотта Фроста (1991 г.) Поскольку тема «Твин Пикса» нас все никак не оставляет, да и вообще она вечна, как «Гарри Поттер» в мире артхауса, нужно еще рассказать о паре книг на тему этой вселенной. «Тайный дневник Лоры Палмер» написала дочь режиссера сериала Дженнифер Линч, а «Воспоминания Дейла Купера» - брат сценариста Скотт Фрост. «Твин Пикс. Тайный дневник Лоры Палмер» написан действительно талантливо. Хотя кажется, что иногда Дженнифер Линч немного заигрывается, представляя, какие мысли могли бы выстраиваться в голове у человека на грани безумия, чаще всего автору удается заставить поверить в реальность героини, сопереживать ей. Возможно где-то даже больше, чем фильм «Твин Пикс – Огонь иди со мной». Да, здесь много откровенных и депрессивных эпизодов, но они вполне соответствуют образу Лоры Палмер от Линча. Не зря книга стала бестселлером – рекомендую к прочтению. А вот «Воспоминания Дейла Купера» - это не совсем удачная попытка закосить под Форреста Гампа. У Купера в романе количество событий на единицу времени тоже иногда превышает все нормы. Местами забавно и любопытно, а местами слишком натужно-комично. Рекомендовано скорее для самых больших фанатов «Твин Пикса» в общем и Купера в частности. Личная оценка: 7.2 («Дневник») и 6.6 («Воспоминания»). Livelib: 7.3 («Дневник») и 8.0 («Воспоминания»).
468 читали · 1 год назад
Франц Кафка – с чего начать и как понимать? Могут ли книги и сны иметь что-то общее?
Кафка – один из тех писателей, чье имя на слуху, даже если с его творчеством еще не приходилось знакомиться. Это имя почти нарицательное, проскальзывает в выражениях вроде «кафкианский сюжет», «кафкианская атмосфера». Рано или поздно это может пробудить интерес к самому творчеству писателя – почему сто лет назад его недооценили, а сейчас так часто вспоминают? Что представляет собой его стиль и насколько он сложен для восприятия? Ключ к пониманию Кафки кроется вовсе не в каких-то психических отклонениях, а в природе снов...